Меню

Когда ребе ицхак меир. Хасидская притча: видеть или верить

Двери

В 5688 /1927/ году, после того, как его тесть был арестован в Ленинграде, а затем под давлением международной общественности выпущен из Советской России, р. Менахем-Мендл покинул страну вместе с ним.

Получил техническое образование в университетах Германии и Франции (Энциклопедия левейт Исраэль т.9).

В 5690-е /1930-е/ годы, живя во Франции, целиком посвятил себя изучению Торы . После того, как в ходе второй мировой войны нацисты оккупировали значительную часть страны, он в 5701 /1941/ году эмигрировал в США, где несколькими месяцами ранее поселился и его тесть.

Во время войны р. Менахем-Мендл принимал участие в качестве инженера в разработках секретных проектов для военно-морского ведомства США (R. Nachman Zakon The Jewish Experience p.221).

В послевоенные годы он стал ближайшим помощником тестя в реализации широких образовательных и просветительных программ по всей Америке: в короткий срок были основаны ешива Томхей темимим , школа для девушек Бейт Хана , издательство Кеат , а также молодежные центры, в деятельность которых активисты Хабада сумели вовлечь тысячи юношей и девушек, в том числе, и из семей, далеких от соблюдения законов Торы.

В 5711 /1951/ году, после смерти тестя, р. Менахем-Мендл сменил его во главе движения Хабад, став седьмым по счету Любавическим Ребе.

Развивая начатую вместе с прежним Ребе деятельность, он создал в США сеть хабадских школ, названную в честь тестя Оалей Йосеф-Ицхак . Одновременно посланники Ребе основали множество новых ешив и хедеров по всему еврейскому миру.

Благодаря воздействию уникальной личности Ребе, движение Хабад приобрело чрезвычайно открытый и наступательный характер. Следуя давней хасидской традиции, многие молодые хабадники покидали свои дома и отправлялись в указанные Ребе города и страны, чтобы создавать там новые форпосты любавического движения. В каждом новом месте его посланники создавали Бейт Хабад (Дом Хабада), призванный служить центром притяжения для еврейского населения. Посланцы Хабада останавливали прохожих на улице и убедившись, что перед ними еврей, предлагали возложить тфилин и обучали соответствующим благословениям. Женщинам они дарили пару подсвечников и объясняли, как зажигать субботние свечи. Во многие кварталы со значительным еврейским населением хабадники направляли специальные автофургоны (мицвомобили), в которых можно было выполнить различные заповеди — например, в праздник Суккот вознести арбаат аминим (четыре вида растений). Хабадники приходили прямо в дома и помогали ассимилированным семьям сделать их кухни кашерными — они обрабатывали необходимым образом плиту и возмещали расходы на покупку новых наборов посуды.

Наряду с широким привлечением ассимилированных евреев к практическому выполнению заповедей, хабадники предлагали и нетрадиционные виды помощи: например, при многих Домах Хабада были созданы реабилитационные центры для наркоманов — причем, в этих центрах могли проходить лечение и неевреи. Многие нерелигиозные родители, чьи дети избавились от наркотической зависимости благодаря самоотверженной помощи любавических хасидов, стали преданными спонсорами движения Хабад. После чернобыльской катастрофы хабадники организовали бесплатные оздоровительные программы для детей из Украины и Белоруссии. Подобная благотворительная деятельность привлекала к Хабаду сердца людей (там же с.366).

Возглавив движение, Любавический Ребе, как и прежде, посвящал значительную часть ночи углубленным занятиям Торой, а днем проводил беседы и давал уроки для своих хасидов, а также принимал многочисленных посетителей, приезжавших к нему за советом и благословением со всех концов еврейского мира.

В жизни многих людей встреча с Ребе становилась определяющей. Р. Ицхак Зильбер вспоминал, что по приезде в Израиль, он сомневался, заниматься ли ему своей профессией — высшей математикой, сочетая работу с изучением Торы, или же «переквалифицироваться», целиком посвятив себя преподаванию еврейской традиции для выходцев из России. По свидетельству р. Зильбера, именно Ребе убедил его сконцентрировать все свои усилия на работе по приближению людей к Торе.Подводя итоги беседы, продолжавшейся больше часа — с четырех до пяти пятнадцати ночи, Ребе сказал ему: «Я не вижу заповеди большей, чем заниматься с русскими олим» (Р. Ицхак Зильбер Чтобы ты остался евреем , с.362—363).

Ребе обладал исключительной прозорливостью, позволявшей ему предвидеть, в каком направлении будут развиваться те или иные духовные, общественные и политические процессы.

Когда в 5745 /1985/ году к власти в СССР пришел Михаил Горбачев, Ребе передал через своего посланника, профессора Йермияу Брановера, радостное сообщение для советских евреев: наступают добрые времена. В отличие от Ребе, большинство политических аналитиков тогда полагали, что новый, молодой и энергичный, генеральный секретарь будет вести гораздо более репрессивную политику, чем его престарелые предшественники. Много лет спустя профессор Брановер рассказал Горбачеву о предсказании Ребе, и советский руководитель был искренне озадачен. «Когда я пришел к власти, — сказал он, — я еще и сам понятия не имел о том, что, в конце концов, изберу направление либерализации. Наоборот, мне тогда казалось, что пора как следует закручивать гайки, — и к этому сводились все мои планы» (R. Aharon Perlow The Lubavitcher Rebbe , Hamodia Magazine 27.6.2003, p.7).

На протяжении четверти века, прошедших после Шестидневной войны, Ребе решительно выступал против передачи арабам освобожденных территорий, убедительно обосновывая свою позицию как алахическими аргументами, так и доводами, связанными с обеспечением безопасности граждан. В своих беседах Ребе отмечал, что в израильско-арабских политических отношениях уже сложился порочный стереотип. Обычно события разворачиваются по следующему сценарию: арабы предъявляют к Израилю определенные требования, Израиль их отклоняет, затем следует волна террора, создающая в стране атмосферу страха и незащищенности, — и, как результат, следуют политические и территориальные уступки Израиля, призванные умиротворить и успокоить «доведенное до террора» арабское население. Наступает временное затишье, а затем арабы выдвигают новые требования…. Ребе считал, что разорвать этот порочный круг можно только отвечая на террор «жесткими карами, направленными против террористов и их семей», а ни в коем случае «не территориальными уступками, дающими награду террору» (Бенафшейну адавар с.15).

«Самым приоритетным для Израиля делом» Ребе считал «заселение всех частей страны» — «каждого свободного участка в Йеудее, Самарии, секторе Газы и на Голанских высотах». Именно в быстром развитии поселенческого движения Ребе видел «самый действенный способ» изменить расстановку сил в пользу Израиля. По его мнению, полное заселение страны приведет к тому, что и арабы, и другие народы мира однозначно поймут: «народ Израиля считает всю эту землю, дарованную ему Всевышним, своей — не только теоретически, но и на практике» (там же с.19—20).

Приоритетное значение Ребе придавал также сохранению еврейского характера государства. В конце 5740-х /1980-х/ годов посланники Ребе развернули в Израиле широкую общественную компанию за то, чтобы евреем по израильскому законодательству считался только тот, кто родился от матери-еврейки или прошел гиюр (обращение в иудаизм) в соответствии со строгими требованиями алахи — таким путем отметались «облегченные», реформистские и консервативные «обращения».

Ребе стал первым знатоком Торы, чьи уроки и выступления транслировались с помощью спутниковых средств связи по всему миру — его последователи в Йерушалаиме могли в реальном времени «присутствовать» на хасидском фарбренгене, проводимом Ребе в Нью-Йорке (R. Nachman Zakon The Jewish Experience p.221).

В своих выступлениях последних лет Любавический Ребе особенно подчеркивал мессианский характер эпохи, когда сотни тысяч евреев возвращаются из изгнания на Землю Израиля.

Ребе утверждал, что этому поколению суждено «стать последним поколением галута (изгнания) и первым поколением геулы (избавления)».

Двадцать седьмого адара 5752 /1992/ года, в девяностолетнем возрасте, Ребе пережил тяжелый инсульт — болезнь ограничила его активность и практически лишила речи.

Весной 5754 /1994/ года, когда Ребе без сознания, в критическом состоянии находился в Манхэттенском медицинском центре, тысячи хабадников со всего мира съехались в Нью-Йорк и молились за его исцеление.

Р. Менахем-Мендл Шнеерсон, Любавический Ребе, умер третьего тамуза 5754 /1994/ года.

Похоронен в Нью-Йорке, рядом с могилой тестя.

У него не было детей, и с его уходом любавическое движение осталось без Адмора — единого духовного лидера.

Его беседы и выступления собраны в целом ряде многотомных сборников — Ликутей сихот (Собрание бесед), Сихот кодеш (Святые беседы) и др. Его письма и респонсы представлены в двадцатитомном собрании Игрот кодеш (Святые послания). В нескольких томах изданы его пояснения к комментарию Раши (см.) на Пятикнижие.

В ознаменование выдающихся заслуг Ребе по организации еврейского воспитания, его день рождения был объявлен в США национальным праздником — Днем образования (Энциклопедия левейт Исраэль т.9).

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

ВКонтакте

Я родился в Нью-Йорке в 1941-м году в любавичской семье. Мне было девять лет, когда рабби Йосеф-Ицхак Шнеерсон, Предыдущий Ребе, вернул свою святую душу Создателю, а к тому времени, когда рабби Менахем-Мендл Шнеерсон стал Ребе и официально принял на себя руководство любавичским движением, мне исполнилось десять.

Еще с того времени мне запомнилось, что он все время был занят, не рассиживался, не останавливался поболтать. Всегда что-нибудь делал. Каждый раз видя его идущим по улице, я замечал, как двигаются его губы: он произносил слова Торы. Ни секунды не терял.

Еще я помню, как он пренебрегал условностями. Он еще не стал Ребе, но к нему уже обращались как к Ребе и, в частности, воздерживались от рукопожатия. Он же не хотел соблюдать все эти условности и каждый раз при встрече по-свойски протягивал руку, чтобы поздороваться. И вот однажды в субботу, незадолго до того, как Ребе принял на себя руководство Хабадом, он при встрече протянул мне руку, но я не стал ее пожимать, и он воскликнул:

– Это еще что? И ты туда же?!

– Я работаю над собой, чтобы стать хасидом, – ответил я, и он широко улыбнулся. В эту секунду между нами установилась особая связь: я стал его хасидом. С тех пор Ребе начал серьезно интересоваться моими делами, сформировал мой подход к учебе и к жизни в целом.

В 1952-м году Ребе раздавал ханука гелт – монетки в подарок на хануку – тем, кто изучал труды по хасидизму. Он вызвал моего отца к себе в кабинет и спросил, изучает ли тот хасидизм вместе со мной. Отец ответил, что не изучает, оправдывая это тем, что я еще слишком юн. Ребе такой ответ не понравился. Он сказал, что заниматься со мной необходимо, и предложил начать с маамара "Адам ки якрив..." ("Когда кто-либо принесет жертву...") из сборника "Ликутей Тора" Алтер Ребе. Этот маамар традиционно используется для первого знакомства детей с учением хасидизма. Ребе также вручил моему отцу серебряный доллар, который я должен был получить по изучении маамара.

Подошло время моей бар-мицвы – неделя, в которую читают в Торе главу "Шмот" ("Вот имена сынов Израиля, сошедших в Египет..."). Перед бар-мицвой я получил у Ребе аудиенцию, и он снова подчеркнул, что я должен изучать хасидизм. "Надо жить в ногу со временем", – процитировал он слова Алтер Ребе, основателя движения Хабад, который имел в виду, что следует всегда связывать нашу повседневную жизнь с содержанием соответствующей недельной главы Торы. Ребе отметил, что, обсуждая главу "Шмот", Мидраш говорит о том, как евреи в Египте не изменяли свои еврейские имена на местные, то-есть атмосфера египетской культуры их не затронула, и в качестве примера Мидраш приводит имена Реувена и Шимона. Имя Реувен происходит от слова "лиръот" ("видеть"), а имя Шимон – от слова "лишмоа" ("слышать"). Ребе объяснил, что таким образом Мидраш намекает на необходимость видеть и слышать Б-жественное влияние в нашем физическом мире, а лучше всего это получается через изучение хасидизма. "И это – урок для тебя, – сказал Ребе. – Единственный способ избежать влияния нерелигиозной культуры, окружающей тебя, – это оставаться сосредоточенным на Б-ге, изучая хасидизм".

Перед своим четырнадцатым днем рождения я пришел к Ребе, как всегда, в сопровождении отца. Ребе сказал мне: "Ты теперь взрослый, так что приходить ко мне должен сам". И я понял, что Ребе хочет иметь со мной прямой контакт, а не через моего отца. На следующий год я уже пришел к Ребе один и получил совет, который во многом повлиял на всю мою жизнь. Я спросил: "Почему чуть ли не каждый раз, когда я принимаю твердое решение улучшить что-либо в моем служении Всевышнему, это улучшение не получается?"

Ребе ответил: "Иногда ты обещаешь Всевышнему стать в чем-то лучше, но через несколько дней скатываешься к старому. Это происходит по двум причинам. Во-первых, ты ставишь себе нереальные цели, и они оказываются для тебя чересчур масштабными. Во-вторых, ты откладываешь исполнение своих обещаний. А ты ставь себе маленькие цели, но сразу же приступай к работе по их достижению. Твои шансы на успех резко возрастут".

В другой раз Ребе посоветовал мне каждый день перед молитвой прочитывать какое-либо хасидское учение. "Неважно, короткий это будет текст или длинный, сложный или простой. Можешь даже просто повторить что-либо наизусть. Главное, чтобы ты относился к этому серьезно, чтобы в результате у тебя не получалось лишь механическое бормотание", – сказал он.

Еще один его совет заключался в том, чтобы я с особым старанием прочитывал небольшой кусок молитвы и загибал уголок страницы на том месте, до которого удерживал сосредоточенное внимание, чтобы назавтра сконцентрироваться на следующих нескольких страницах.Таким образом, за несколько дней я прочитывал бы внимательно всю молитву, хоть и по частям, тогда как за один раз это было бы слишком трудно.

Затем Ребе дал мне указание выучить наизусть начало сорок первой главы книги Тания, где Алтер Ребе говорит о Б-жественном присутствии и необходимости страха перед Всевышним. В течение четырех или пяти лет подряд, когда я приходил к Ребе на ежегодную аудиенцию перед моим днем рождения, он каждый раз напоминал мне: "Заучи эти слова наизусть, заучи наизусть, повторяй их снова и снова. Чем чаще в течение дня ты повторишь их, тем глубже они повлияют на твою жизнь".

Помимо встреч с Ребе, я обменивался с ним письмами. Когда мне было пятнадцать лет, я пожаловался, что не вижу успехов в моем изучении Торы. Ребе ответил, что я учусь в йешиве Томхей Тмимим, которую основал ребе Рашаб и которой руководил Предыдущий Ребе, и поэтому я добьюсь успеха. "Не волнуйся, – писал Ребе. – Просто продолжай упорно заниматься, и успех придет".

В другой раз он дал такую подсказку: "Когда во время занятий Торой ты теряешь интерес к тому, что изучаешь, и чувствуешь, что твое внимание рассеивается, не нужно себя мучать. Просто переключись на другую тему в Торе. Таким образом ты не застрянешь, не будешь отвлекаться, а потом со свежей головой сможешь вернуться к первому предмету."

Все эти советы Ребе дал мне, когда я был еще юнцом. Они определили мой подход к учебе и, собственно, вообще к жизни.

Перевод Якова Ханина

В основе учения хасидов лежит осознание того, что Бог - Исток и Суть всей реальности. Он - Айн Соф, Беспредельный. Не существует ничего, что не есть Бог, иначе он был бы ограничен, а значит, он бы не был Богом. Нелегко осознать подобное. Мы настолько привыкли мыслить в терминах двойственности - да/нет, субъект/объект, я/он, - что по привычке воспринимаем Бога как абсолютного другого. Но в таком случае человек стал бы равен Богу, будучи абсолютно другим по отношению к нему. Если захотеть всё-таки понять то, что Ицхак Меир знал ещё в детстве, потребуется новая метафора в описании Бога. Быть может, подойдёт следующая:

В психологии широко применяется концепция соотношения фигуры и фона. Самая распространённая графическая иллюстрация этой идеи - изображение, воспринимаемое либо как два женских профиля, обращённых друг к другу, либо как кубок. Все зависит от того, на чём сосредоточить внимание. Видимый образ называют фигурой, незримый - фоном. Так вот, многие полагают, будто Бог - это фон, а творение - фигура. Но Меир Ицхак видел иначе. И фигура, и фон суть проявления чего-то третьего, безымянной и непознаваемой реальности. Это образ в тот самый миг, когда на него никто не смотрит. Он не есть нечто другое, чем кубок и женские профили, - но не сводится ни к одному из них, ни к ним обоим, вместе взятым. Он незрим - но абсолютно необходим для самой возможности видеть и быть видимым. Это - Бог. «Фигура», «фон» и то, что их объемлет.

Хасидская мудрость

Право быть одиноким является наиболее значительньным и ценным среди цивилизованных людей. Брэндис

Пари

хасидская притча

Когда ребе Ицхак Меир был ещё ребёнком, мама повела однажды его к ребе Исраэлю, маггиду из Козница. В приёмной ребе собралось немало хасидим, ждавших встречи с наставником, и мать с сыном заняли очередь. Вдруг один из учеников маггида обратился к мальчугану:

Твоя мама говорила нам, что ты очень умный мальчик и уже вполне достоин быть представленным святому маггиду. Но меня берут сомнения. И я хочу испытать тебя. Дам тебе целый гульден, если скажешь мне, где живёт Бог!

Все засмеялись. Когда же смех утих, Ицхак поднял взгляд на шутника и сказал:

А я тебе дам целых два, если скажешь, где он не живёт!

Хасиды засмеялись пуще прежнего и пропустили Ицхака с мамой в самое начало очереди.

Комментарий Рами Шапиро

В основе учения хасидов лежит осознание того, что Бог - Исток и Суть всей реальности. Он - Айн Соф, Беспредельный. Не существует ничего, что не есть Бог, иначе он был бы ограничен, а значит, он бы не был Богом. Нелегко осознать подобное. Мы настолько привыкли мыслить в терминах двойственности - да/нет, субъект/объект, я/он, - что по привычке воспринимаем Бога как абсолютного другого. Но в таком случае человек стал бы равен Богу, будучи абсолютно другим по отношению к нему. Если захотеть всё-таки понять то, что Ицхак Меир знал ещё в детстве, потребуется новая метафора в описании Бога. Быть может, подойдёт следующая:

В психологии широко применяется концепция соотношения фигуры и фона. Самая распространённая графическая иллюстрация этой идеи - изображение, воспринимаемое либо как два женских профиля, обращённых друг к другу, либо как кубок. Все зависит от того, на чём сосредоточить внимание. Видимый образ называют фигурой, незримый - фоном. Так вот, многие полагают, будто Бог - это фон, а творение - фигура. Но Меир Ицхак видел иначе. И фигура, и фон суть проявления чего-то третьего, безымянной и непознаваемой реальности. Это образ в тот самый миг, когда на него никто не смотрит. Он не есть нечто другое, чем кубок и женские профили, - но не сводится ни к одному из них, ни к ним обоим, вместе взятым. Он незрим - но абсолютно необходим для самой возможности видеть и быть видимым. Это - Бог. «Фигура», «фон» и то, что их объемлет.

Вам так же могут понравиться эти притчи:

Необходимый атрибут
В одной хасидской общине провожали субботу, и у главного ребе разбился стакан. Его жена принесла метёлку и смела осколки. …

Приди со Мной
Ребе Мотль из Кальшин был успешным предпринимателем. Он свободно говорил по-польски и общался с влиятельными людьми из польского правительства. Однажды власти в Варшаве собирались принять закон, вынуж…

Присутствие Господа
Ребе Исраэль, Магид(1) из Козница, ежегодно посещал Апту. Во время одного из таких посещений старейшины попросили ребе прочесть во время празднования шаббос(2) проповедь в шуле(3). Ребе Исраэль отк…

Представление о всеобщей норме отношений между людьми, выражающее определенное понимание цели жизни, можно охарактеризовать как моральный идеал. Моральный идеал не подвержен изменениям соответственно временам и эпохам. Однако, французские материалисты XVIII века (Гельвеций, Гольбах) рассматривали нравственный идеал как основанный на жизненных потребностях людей. Нормой поведения они считали правильно понятый личный интерес, но направленный к достижению общественного блага. Выступая против этики французских материалистов, Кант объявлял источником нравственного идеала абстрактный разум, диктующий нравственный закон. Маркс рассматривал идеал как идею, воплощенную в действительность и показал наличие в идеале субъективного и объективного. Экзистенциализм рассматривает идеал как реализацию индивидуальных возможностей, заложенных в человеческой природе. Совесть – категория, выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю. Совесть – лично воспитуемая способность человека, так как человек сам создает себя на основе свободы выбора нормы поведения.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

1. Только в идеалистических концепциях нравственный идеал рассматривался как абсолютный, вечный закон поведения, определяемый Богом или как произвольная, индивидуальная норма поведения личности.

2. Понимание идеала как идеи, воплощенной в действительность и открытие наличия в идеале субъективного и объективного принадлежит Гегелю, а не К. Марксу.

3. Понимание идеала как реализации индивидуальных возможностей, заложенных в человеческой природе свойственно теории «самореализации».

4. Совесть – общественно, а не лично воспитуемая способность человека, так как включает самооценку уже совершенных действий на основе понимания своей ответственности перед обществом.

6. Решите задачи. Дайте обоснование (приведите вариант) решения.



6.1 . Встретились два знакомых дипломата, которые не виделись много лет.

Как жизнь?

Хорошо. Женат. Трое сыновей.

А сколько лет сыновьям?

Произведение их возрастов равно числу штатов США.

Что-то маловато информации.

Ну, я могу добавить, что старший очень похож на мать, а младший – вылитый я. Такой же лысый и несносный?

Как ты догадался?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6.2. Гражданину Федорову 1 февраля 2014 года исполнилось 14 лет, за получением паспорта в Федеральную миграционную службу он обратился лишь 15 апреля 2014 года, за что был привлечен к административной ответственности по ст. 19.15 КоАП РФ за проживание по месту пребывания в жилом помещении без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта). Поскольку Федоров не имел источников дохода, уплата штрафа была возложена на родителей Федорова. Законны ли были предпринятые меры в отношении Федорова и его родителей? Ответ обоснуйте.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________



__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6.1. Ответ: 1 год .

Обоснование: В США 50 штатов. Из диалога следует, что все трое сыновей разновозрастные. Из четырех вариантов разложения числа «50» (2х5х5/ 1х5х25/1х1х50/ подходят только второй и третий. В любом случае, младшему только 1 год. Он по видимому, лысый и несносный (это не основание, а следствие умозаключений). – 1 балл

6.2. Ответ:

Федоров не может быть привлечен к административной ответственности, поскольку не достиг к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. (1 балл)

Так как состава административного правонарушения нет, то и родители не должны платить штраф. (1 балл)

Всего за задания 6.1 и 6.2 - 4 балла.

7. Хасидская притча. По 1 баллу за задание.

Когда ребе Ицхак Меир был еще ребенком, мама повела его к ребе Исраэлю. В приемной ребе собралось немало учеников, ждавших встречи с наставником. И мать с сыном заняли очередь. Вдруг один из ожидавших обратился к мальчику.

Твоя мама говорила нам, что ты очень смышленый мальчик, но меня берут сомнения. Я хочу испытать тебя. Дам тебе целый гульден, если скажешь мне, где живет Бог! Все засмеялись. А когда смех утих, Ицхак поднял взгляд на шутника и сказал:

А я тебе дам целых два, если скажешь, где ….

Хасиды засмеялись пуще прежнего и пропустили Ицхака с мамой в самое начало очереди.

7.1. Как Вы думаете, что спросил Ицхак?

7.2. Обоснуйте свой ответ.

7.3. С какой религиозно-философской идеей связан возможный вопрос Ицхака?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Ответы: по 1 баллу за задание, всего 3 балла:

7.1. «А я тебе дам целых два, если скажешь, где ОН НЕ ЖИВЕТ».

7.2. Ицхак перевернул предпосылку вопроса. У Бога отсутствует конкретный адрес не потому, что его нигде нет в мире, а потому, что он есть везде.

7.3. С идеей пантеизма.

8. Перед вами таблица. Проанализируйте и оцените сделанные выводы.