Меню

Работоспособность организации. Работоспособность человека и методы ее повышения

Отделка

Рабочая ситуация

Работаю менеджером по персоналу в производственно торговой компании. Часто замечаю «потухшие глаза» усталых сотрудников. Руководители подразделений часто обращаются ко мне по поводу решения этой проблемыi.

От чего зависит работоспособность персонала, и как ее поднять?

Решение

Помимо всем известной монотонности к факторам влияния на работоспособность можно отнести неблагоприятные условия труда, отсутствие понимания значимости результатов работы, неприязненные отношения в коллективе, заставляющие человека постоянно находиться «на взводе», часто меняющиеся задачи, сжатые сроки выполнения работы, авралы и т. д.

Если изменить личностные психологические характеристики отдельного сотрудника работодателю вряд ли под силу, то на все остальные причины снижения работоспособности он вполне может повлиять.

Важно

Работоспособность не является величиной постоянной, она изменяется. Основная причина изменения работоспособности - сама работа, при более или менее длительном выполнении которой способность снижается. Это снижение принято называть утомлением, ему соответствует такое состояние человека, как усталость. Всем нам хорошо знакомы и это состояние, и его обычные проявления: ухудшаются внимание и оперативная память, появляются заторможенность и рассеянность, снижаются быстрота, точность восприятия и острота зрения, уменьшается зрительное поле, страдает глазомер, расстраивается координация движений, увеличивается время реакции.

Если отдых не обеспечивает полного восстановления сил, утомление накапливается, и возникает переутомление. При этом страдают внимание и память, появляются вялость, сонливость и желание прекратить работу. В основе работоспособности каждого человека лежит физическое и психическое здоровье, но есть и еще ряд факторов, которые оказывают на нее влияние.

Словарь

Работоспособность - способность человека выполнять какую-либо работу в соответствии с заданными требованиями.

Монотонность труда - выполнение в течение длительного периода одних и тех же действий, которое может стать причиной снижения работоспособности.

«Зоны риска»

Субъективные риски

Синдром снижения работоспособности известен всем,потому что людям вообще свойственно уставать. Попробуем, однако, определить, какие категории персонала наиболее ему подвержены.

В первую очередь это рабочие- производственники. Любая организация производственного процесса всегда подразумевает однотипность операций и, соответственно, монотонность рабочего процесса.

Офисные работники (особенно менеджеры и руководители) тоже достаточно часто испытывают снижение работоспособности. Подобное состояние у них принято называть «профессиональным выгоранием».

Помимо монотонности (которая также имеет место в буднях офисных работников) причины этого могут быть совершенно разными: от неправильно распределенных зон ответственности и должностных обязанностей до слишком долгого времени в пути на работу и обратно...

Временные риски

Существуют так называемые ритмы работоспособности. Различают сезонные, суточные и недельные колебания.

Как правило, к 10.00 работоспособность достигает суточного максимума и сохраняется до полудня. После 13.00 ее уровень быстро снижается и обычно падает ниже показателей утреннего старта. В это время рекомендуется обедать и отдыхать. После 14.00 работоспособность снова начинает расти, хотя и не так быстро, как в начале дня. К 17.00 - 18.00 она достигает вечернего максимума, а потом плавно снижается, достигая к 22.00 точки утреннего отсчета. Даже работоспособность сердца человека в 13.00 и 21.00 значительно снижается.

Что касается недельных ритмов, то их ощущают на себе все работающие. С понедельника (если в выходные удалось хорошо отдохнуть) работоспособность нарастает, в среду наблюдается ее легкий спад (недаром «офисный фольклор» именует среду «маленькой пятницей»), в последний день недели случается конечный порыв в работе и явный спад работоспособности в последние часы.Всем знакомо испытываемое в пятницу, субботу и предпраздничные дни ощущение легкой усталости, однако в предвкушении отдыха хочется все сделать быстрее.

Конечно, нельзя сбрасывать со счетов индивидуальные особенности и привычки (всем известно разделение людей на «жаворонков» и «сов»), но обычно ритмы работоспособности именно таковы, и это следует иметь в виду при распределении заданий, назначении совещаний и планировании прочих рабочих мероприятий.

Действия руководителей службы персонала

Универсальных рецептов и исчерпывающих перечней действий не существует, но знание некоторых основных моментов позволяет повысить эффективность и, соответственно,работоспособность сотрудников компании.

1. Четкое соблюдение нормальных условий труда. Ничто так не снижает работоспособность человека, как плохие условия труда. Обустройство рабочего места, достаточное пространство, температура, освещение, уровень шума и прочие факторы, которые обеспечивают работнику комфортное нахождение на рабочем месте, очень важны. Нельзя забывать и о безопасности рабочих процессов, об охране труда и прочих законодательно закрепленных требованиях, предъявляемых к условиям работы, которые должны неукоснительно соблюдаться.

Для определения степени удовлетворенности персонала условиями труда можно провести анкетирование. При этом опросник не должен быть большим и требовать длительного времени для заполнения. Достаточно пяти-десяти коротких вопросов, нацеленных на выявление «болевых точек» в обеспечении нормальных условий труда.

ПРИМЕР

Специалисты уверены, что даже цвет стен в офисе способен влиять на работоспособность сотрудников. Так, любимый большинством желтый цвет в больших количествах способен спровоцировать материальную сторону работы сотрудники будут постоянно задавать вопросы о повышении зарплаты, а вот умеренные зоны желтого цвета, наоборот, способствуют успеху переговоров и стимулируют умственную деятельность.

2. Управление организационным климатом в подразделении. Для производительного труда любому сотруднику просто необходимо находиться в комфортной психологической обстановке. Прежде всего это касается отношений в коллективе. Без признания и взаимовыручки очень сложно поддерживать в подотчетном отделе эффективную рабочую обстановку. Специалисту по работе с персоналом (а в дальнейшем и линейным руководителям) необходимо постоянно отслеживать конфликтные ситуации, насколько комичными ни были бы их причины.

Хорошим методом выявления реальной ситуации в коллективе при этом также является анкетирование, направленное на получение информации о проблемах в этой области.

ПРИМЕР

Двое работают за соседними столами, один привык слушать радио в рабочее время (музыка помогает ему сосредоточиться на делах), другого это выводит из себя (ему мешает постоянный посторонний шум, он прислушивается, отвлекается от дел, в нем крепнет раздражение). Работоспособность обоих не будет высокой. Задача руководителя - вовремя заметить и решить эту проблему, пересадив сотрудников или разрешив меломану пользоваться наушниками. Казалось бы, мелочь, но из подобных мелочей складывается наша жизнь, в том числе рабочая.

3. Знание личных обстоятельств жизни сотрудников.Если у сотрудника дома болеет родственник или маленький ребенок, не стоит требовать от него полной отдачи сил на работе, задерживать после рабочего дня, назначать единственным ответственным за важный проект. Лучше подстраховать такого работника и позволить ему до решения личных проблем несколько ослабить рабочий накал.

4. Организация перерывов в работе. Для любого сотрудника важна возможность хотя бы на время отвлечься от работы. Никто не может трудиться непрерывно много часов подряд без ущерба для качества работы. Предоставление сотрудникам полноценного обеденного перерыва, микро-перерывов в течение остального рабочего времени, возможности самостоятельно планировать свое рабочее время в отсутствие мелочного контроля также относятся к полномочиям руководителя, управляющего отделом.

5. Контроль правильного использования времени отдыха сотрудников. Каждому сотруднику компании должны предоставляться ежегодные отпуска и выходные дни в соответствии с графиком работы. Непредоставление отпуска и работа без выходных не только противозаконны но и самым негативным образом отражаются на производительности труда и работоспособности персонала.

6. Организация грамотного распределения обязанностей, отсутствие постоянных авралов, недопустимость «ежедневной смены курса» не менее важны для успешного труда практически любого подразделения.

Подводя итоги

Поддержание работоспособности сотрудников - одна из главных задач любого руководителя. Для этого имеется множество инструментов: мотивационные схемы, обеспечение сотрудникам обратной связи с руководителями, формирование доверительных и открытых отношений, поддержание традиций и ритуалов компании, информирование персонала о значимых событиях, награждение лучших и взаимовыручка и т. д.

Главное - помнить, что именно сотрудники превращают планы руководства в реальные результаты, качество и количество которых зависят от работоспособности персонала.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ

Журнал: Управление персоналом, Год: 2012, Номер: №2

  • Мотивация, Стимулирование и Оплата труда

Ключевые слова:

1 -1

Работоспособности и трудоспособности.

Дееспособность (способность к деятельности) характеризует деятельность человека с качественной стороны. В процессе труда человек способен безгранично создавать материальные и духовные ценности, ставя перед собой различные цели и достигая их различными способами. Бесконечное разнообразие целей и способов их достижения является следствием функционирования человеческого организма. Поэтому дееспособность – это способность человека к качественно различным видам целесообразной деятельности, способность реализовывать их бесконечное разнообразие.

Решить поставленные перед собой задачи человек может, используя свою работоспособность, которая динамична в течение рабочего дня. В целом рабочий день можно представить в виде двух составляющих: работа до обеда и работа после обеда. В каждой из этих составляющих работоспособность человека меняется и проходит три фазы:

  1. фаза врабатывания и адаптации, характеризуется нарастанием работоспособности, ее продолжительность может длиться от нескольких минут до 1,5 часов и зависит от особенностей работы и самого человека;
  2. фаза высокой устойчивой работоспособности длится порядка 2–3 часов, и характеризуется минимальными затратами труда на выполнений трудовых функций, при высоком их качестве;
  3. фаза падения работоспособности наступает в результате накапливающегося утомления, и у работника замедляется реакция и ухудшаются результаты работы. Фаза падения работоспособности сигнализирует о необходимости отдыха для работника.

Рассматривая динамику работоспособности работника в течение рабочего дня можно выделить основные направления поддержания работоспособности на высоком уровне:

  1. обеспечение быстрой врабатываемости человека, для этого может применяться производственная гимнастика, функциональная музыка и др.;
  2. максимизация периода устойчивой работоспособности обеспечивается за счет введения микропауз (могут составлять от 9 до 15 % рабочего времени);
  3. предупреждение утомления работника достигается путем установления перерывов в работе на отдых и личные надобности и путем установления регламентированных перерывов в работе.

Работоспособность человека меняется не только в течение рабочего дня, но и в течение недели, месяца, года.

Работоспособность характеризует количественную сторону той или иной конкретной трудовой деятельности человека. Благодаря ей, становятся возможными совершение самого действия и получение его результата в количественном выражении.

Работоспособность характеризуется целым рядом показателей: экономическими и физиологическими.

К экономическим показателям относятся количество произведенной продукции за каждый час работы, среднее время, затрачиваемое на изготовление единицы продукции; количество бракованных изделий за час работы и др.

К физиологическим показателям можно отнести изменение частоты сердечных сокращений, скорость зрительной реакции, то есть те показатели, которые характеризуют изменение физиологического состояния человеческого организма.

Трудоспособность человека отражает возможность его участия в труде вообще. Если человек в состоянии работать, он трудоспособен. Потеря трудоспособности означает, что человек совсем не в силах выполнять работу или что работа противопоказана ему по состоянию здоровья. Трудоспособность человек приобретает при достижении трудоспособного возраста, и теряет к старости, в результате болезни или травмы. Поэтому одной из мер роста занятости населения, является создание рабочих мест для людей-инвалидов.

Эффективность во многом определяется работоспособностью организма.

Работоспособность — величина функциональных возможностей организма человека, характеризуется количеством и качеством работы, выполняемой за определенное время.

Физиологи установили, что работоспособность — величина переменная и связано это с изменениями характера протекания физиологических и психических функций в организме. Высокая работо-способность при любом виде деятельности обеспечивается только в том случае, когда трудовой ритм совпадает с естественной периодичностью суточного ритма физиологических функций организма.

Работоспособность человека в течение рабочей смены характеризуется фазным развитием. Основные фазы работоспо-собности следующие:
  • врабатывание или нарастающая работоспособность , в течение которой происходит перестройка физиологических функций от предшествующего вида деятельности человека к производственной. В зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей эта фаза длится от нескольких минут до 1,5 часов;
  • устойчивая высокая работоспособность , характеризующаяся тем, что в организме человека устанавливается относительная стабильность или даже некоторое снижение напряженности физиологических функций. Это состояние сочетается с высокими тру-довыми показателями (увеличение выработки, уменьшение брака, снижение затрат рабочего времени на выполнение операций, сокращение простоев оборудования, ошибочных действий). В зави-симости от степени тяжести труда фаза устойчивой работоспособности может удерживаться в течение 2-2,5 и более часов;
  • развитие утомления и связанное с этим падение работоспособности , которое длится от нескольких минут до 1-1,5 часов и характеризуется ухудшением функционального состояния организма и показателей его трудовой деятельности.

Динамика работоспособности за смену графически представляет собой кривую, нарастающую в первые часы, проходящую затем на достигнутом высоком уровне и убывающую к обеденному перерыву. Описанные фазы работоспособности повторяются и после перерыва. При этом фаза врабатывания протекает быстрее, а фаза устойчивой работоспособности ниже по уровню и менее длительная, чем до обеденного перерыва. Во второй половине смены снижение работо-способности наступает раньше и развивается сильнее в связи с более глубоким утомлением.

Для динамики работоспособности человека на протяжении суток, недели характерна та же закономерность, что и для работоспособности в течение смены. В различное время суток организм человека по-разному реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку. В соответствии с суточным циклом работоспособности наивысший ее уровень отмечается в утренние и дневные часы: с 8 до 12 часов первой половины дня и с 14 до 16 часов второй. В вечерние часы работоспо-собность понижается, достигая своего минимума ночью.

В течение недели работоспособность человека не является стабильной величиной, а подвержена определенным изменениям. В первые дни недели работоспособность постепенно увеличивается в связи с постепенным вхождением в работу. Достигая наивысшего уровня на третий день, работоспособность постепенно снижается, резко падая к последнему дню рабочей недели.

Режимы труда и отдыха должны учитывать особенности изменения работоспособности. Если время работы будет совпадать с периодами наивысшей работоспособности, то работник сможет выпол-нить максимум работы при минимальном расходовании энергии и минимальном утомлении.

Утомление — временное состояние органа или целого организма, характеризующееся снижением его работоспособности в результате длительной или чрезмерной нагрузки.

Утомление представляет собой обратимое физиологическое состояние. Если работоспособность не восстанавливается к началу следующего периода работы, утомление может переходить в переутомление — более стойкое снижение работоспособности, которое может привести к снижению иммунитета и развитию различных заболеваний. Утомление и переутомление могут быть причиной повышенного травматизма на производстве.

Степень влияния умственного труда на работника определяется многими факторами, суммарное действие которых в конечном итоге предопределяется эффективностью адаптации его организма к самой работе, то есть уровнем его работоспособности . Последняя, в свою очередь, зависит от:

  • · Индивидуальных особенностей работника - гено- и фенотипических, половых, возрастных, то есть тех, которые от него самого не зависят, но должны обязательно учитываться в его профессиональной деятельности;
  • · Образа жизни работника, определяющего текущее состояние его здоровья;
  • · Физического развития и физической подготовленности работника;
  • · Степени освоения работником навыков профессиональной деятельности;
  • · Организации и физических характеристик условий трудовой деятельности: освещения, температуры и влажности воздуха, шума и др.;
  • · Психосоциальных факторов: настроения, самочувствия, мотивации и др.

Работоспособность работника умственного труда характеризуется закономерной динамикой в течение рабочего дня. Ее исходное значение, как правило, оказывается низким. Уже в процессе работы начинается врабатывание , которое предполагает постепенное повышение работоспособности до оптимального уровня за счет нескольких механизмов: формируется необходимое соотношение возбудительно-тормозных процессов в ЦНС; восстанавливается проходимость тех нервных временных связей, которые создают необходимый для данной деятельности динамический стереотип; достигается адекватный уровень вегетативных функций (кровообращения, дыхания), выработки гормонов и активности обмена веществ и т.д. Необходимо отметить, что у детей скорость врабатывания выше, а у пожилых людей - ниже, чем у людей среднего возраста, в связи с изменениями в уровне соотношения силы и подвижности процессов возбуждения и торможения в ЦНС.

Существует целый ряд способов ускорения врабатывания. В частности, одним из эффективнейших среди них является утренняя гигиеническая гимнастика, вторая половина которой должна включать упражнения, подготавливающие человека к выполнению соответствующей профессиональной деятельности. Для работников умственного труда (в том числе учащихся, педагогов, ученых) это должны быть упражнения на внимание, на быструю смену возбудительно-тормозных процессов, повышение возбудимости ЦНС и др.

Перед выполнением основной работы роль своеобразной разминки может играть тщательная подготовка рабочего места с восстановлением динамического стереотипа, моделирующего предстоящую деятельность. Исследования показывают, что целенаправленными действиями можно добиться ускорения времени врабатывания в несколько раз.

Вслед за фазой врабатывания наступает фаза устойчивой работоспособности , когда человек работает наиболее продуктивно и качественно. Длительность этой фазы, а следовательно, и эффективность, качество труда определяются многими обстоятельствами: видом самой работы, ее характеристиками (интенсивности), индивидуальными особенностями работника (как врожденными, так и являющимися результатом воспитания), мотивацией, интересом, условиями выполнения самой работы (показатели состояния воздуха, шума, обстановка и др.), самочувствием и т.д. Несомненно, что целенаправленной организацией трудовой деятельности можно заметно удлинить фазу устойчивой высокой работоспособности.

Работоспособность человека - это способность поддержания организма в оптимальном рабочем состоянии для максимизации вносимого вклада в результат рабочей системы благодаря физическому или информационному труду. Этот вклад отдельного работника в общий результат группы согласовывается при этом с требованиями к работоспособности, которые направляют эту группу и окружение, например, семью на его достижение.

Требования к работоспособности человека имеют не только временное и количественное измерение; они охватывают также и блага поставленных результатов. При этом требования к работоспособности не всегда направлены на человека как часть рабочей системы, а на рабочую систему, в общем, с её биологическими, организаторскими, техническими и социальными компонентами.

Требования к работоспособности противостоят предложению работоспособности рабочего, которое состоит из его работоспособности и готовности к труду.

Работоспособность человека охватывает как максимальную работоспособность в кратком отрезке времени, так и не высокую длительную работоспособность, которой можно располагать на протяжении длительного времени. В общем говоря о работоспособности, речь идет об общем уровне располагаемых индивидуальных предпосылок работоспособности, которые могут быть применены для реализации требований к работоспособности. Работоспособность не является постоянной величиной. Она определяется многочисленными условиями, которые изменяются с течением времени, и могут взаимодействовать между собой. Сюда причисляют, например, конституцию тела, пол, опыт, основные способности, знания и приобретенные навыки.

Работоспособность представляет производительную мощность человека, которой он может располагать. Эта формулировка не описывает в полной мере человеческое предложение работоспособности, поскольку это зависит от того, готов ли человек при данных условиях находится в состоянии применять эти способности полностью или частично. Готовность к труду обозначается как возможность или также готовность реализации этой производительной мощности.

Профессиональная пригодность человека

Профессиональная пригодность человека к проведению работы не постоянная, а переменная величиной, которая указывает, в зависимости от различных факторов влияния, значительное распределение. Это распределение может быть в одном случае интериндивидуальным, т.е. касаться различий между разными людьми; а также речь может идти и об интраиндивидуальном распределении, то есть о распределении признаков профессиональной пригодности одного и того же человека, но только в разные времена.

Принятие во внимание как интериндивидуального, так и интраиндивидуального распределения весьма необходимо при организации рабочих заданий и рабочих процессов. Только в редких случаях, когда, например, проводятся мероприятия по организации труда для приблизительно одинаковых групп лиц, организатор труда может ориентироваться на средние значения. В иных случаях он должен учитывать распределительные области по признакам профессиональной пригодности или личностным признакам.

Целый ряд признаков профессиональной пригодности зависит друг от друга, так, например, размер тела и длина рук, профессиональный опыт и возраст, как и силы тела и пол. Эти зависимости могут служить для того, чтобы уменьшить разброс различий работоспособности вследствие индивидуальных различий и, соответственно, изменений в признаках профессиональной пригодности. Так, например, малая сноровка может быть компенсирована большим рабочим опытом.

Отдача от работоспособности человека зависит от работоспособности и готовности к труду. Работоспособность человека изменяется помимо прочего посредством упражнений и утомления. Тут же существуют автономные, то есть, не подчиняющиеся воле, механизмы регулирования, которые регулярно на протяжении дня переключают функцию тела из «рабочей фазы» в «фазу отдыха» и наоборот. Благодаря этим различным проявлениям человеку становиться возможным по его воле или несознательно приспосабливаться к различным ситуациям, добиваться результатов по возможности более экономно и защищать себя от перегрузок.

Многие функции органов человека изменяются на протяжении дня, и эти изменения повторяются периодически в ритме на протяжении около 24 часов (23 - 26 часов). Сюда причисляют, например, кровяное давление и система кровообращения, температура тела, влажность кожи. Температура тела показывает, например, в первой половине дня, между 8 и 11 часами, её абсолютный максимум и достигает своего относительного минимума между 13 и 15 часами, а абсолютного минимума - на протяжении ночи, между 1 и 4 часами. Этот врождённый дневной ритм синхронизируется на 24-часовой ритм благодаря влиянию окружающей среды.

Для такой синхронизации очень важными на ряду со сменой света и темноты являются, прежде всего, социальные установки времени такие, как установленное рабочее время, время для принятия пищи, время для возможных контактов между людьми и время для привычного проведения свободного времени. Эти отрезки времени относятся к дневному времени. Если все эти установки времени чередуются, человеческий организм может приспосабливаться к такому сдвигу.

После длительного полёта, например, в США человеку требуется 14 дней, чтобы приспособиться к этому сдвигу времени. Если только некоторые установки времени меняют своё место по отношению к кривой дневного ритма, например, рабочее время при сменной работе, в то время как другие установки времени ритма смены света и темноты, как, например, рабочее время и время отдыха других лиц и членов семьи - останутся прежними, организм не сможет себя перестроить либо будет перестраиваться очень тяжело. Это положение вещей нужно учитывать при организации сменной и ночной работы.

Организация труда должна учитывать процесс биологического дневного ритма. Наряду с кривой физиологической готовности к труду существуют области автоматической работоспособности, доступных воле резервов применения, а также недоступных воле экстренных резервов. Чем больше работающий перемещается из области автоматической работоспособности, которая позволяет ему проведение работы с минимальными затратами, в область допустимых резервов применения, тем выше будет находиться ожидаемая усталость.

Второй существенный компонент готовности к труду - это психологическая готовность к труду, а также и трудовая мотивация. В определённых границах слабая физиологическая готовность к труду может быть заменена соответствующей сильной трудовой мотивацией.

При повторяемом выполнении одинаковых или похожих работ это приводит к повышению работоспособности , которое проявляется в снижении напряженности работников, в уменьшении требуемого для работы времени и в улучшении качества работы. Практика включается, не зависимо от обучения работника.

Упражнение, выполняемое сознательно или по плану, является составной частью процесса обучения. Практика происходит также неосознанно и может быть обозначена как спутник человеческой деятельности. Обучение и упражнения являются не механическими, а жизненными и развивающимися процессами.

Колебания уровния работоспособности человека в условных единицах

Изменения, связанные с течением практики, например, время выполнения, очень сильны в начале обучения и упражнения и со временем постепенно уменьшаются. Выигрыш от практики, как правило, также более высокий, это означает, что кривая практики на графике проходит тем более круче, чем ниже практика, которую человек привносит в свое рабочее задание на основе своей предыдущей деятельности (перенос практики). Производственный опыт и научные исследования показывают, что практический выигрыш в основном зависит от:

  • частоты выполнения деятельности и длительности практики,
  • профессиональной пригодности, которую приносит человек благодаря своим задаткам, способностям, и переноса практики со своей предыдущей деятельности,
  • уровня сложности методов труда и
  • методов практики.

Рядом с «активной практикой» из-за повторяющегося выполнения могут быть введены такие методы практики, как «наблюдательная практика» (наблюдения) и «ментальная практика» повторяемое выполнение в уме рабочего цикла. Комбинация активной и ментальной практики ведет часто к выигрышам от практики.

Достижение определенного времени выполнения, к которому часто прибегают на практике может быть уменьшено тем, что во время практики будут установлены паузы, и что интервалы практик не будут превышать определённой длины. Один раз перед работой появляется, возможно, практический стимул, который слабеет при длительности практики, а после паузы опять достигает определённой высоты. Большое значение имеет отдых во время пауз. Для планомерного обучения с целью как можно более короткого по времени обучения вытекает следующее: общее время практики разделить на отрезки небольшой длительности, которые будут разбавлены перерывами или деятельностями другого вида.