Меню

Рассказ город в табакерке читать. «Городок в табакерке» главные герои

Отделка пола

Одоевский В. сказка "Городок в табакерке"

Жанр: волшебная литературная сказка

Главные герои сказки "Городок в табакерке" и их характеристика

  1. Миша, мальчик, очень любознательный, пытливый, которому все на свете интересно, добрый и отзывчивый.
  2. Папа мальчика, добрый и умный, хотел, чтобы мальчик до всего дошел своим умом.
  3. Мальчики-колокольчики, звонкие и веселые, бойкие, насмешники
  4. Дядьки-молоточки, суровые и принципиальные
  5. Надзиратель Валик, ленивый и неповоротливый
  6. Принцесса Пружинка, легкомысленная, ветреная, важная.
План пересказа сказки "Городок в табакерке"
  1. Подарок отца
  2. Чудесная табакерка
  3. Мечты Миши
  4. Приглашение колокольчика
  5. Перспектива
  6. Колокольчики
  7. Молоточек
  8. Валик
  9. Сломанная Пружинка
  10. Пробуждение
Кратчайшее содержание сказки "Городок в табакерке" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Папа дарит мальчику Мише музыкальную табакерку и предлагает разобраться в том, как она работает
  2. Миша видит колокольчика и с ним проникает в городок в табакерке
  3. Он узнает от колокольчиков про молоточки,от молоточков про валик
  4. Миша находит пружинку и останавливает ее, пружинка лопается
  5. Музыка прекращается и мальчик просыпается
  6. Папа предлагает Мише изучать механику.
Главная мысль сказки "Городок в табакерке"
Любое устройство работает благодаря взаимодействию всех его частей, деталей. Каждая деталь в механизме очень важна.

Чему учит сказка "Городок в табакерке"
Эта сказка учит нас внимательности и наблюдательности. Учит анализировать увиденное и делать выводы. Учит пользе учения и знаний.

Отзыв на сказку "Городок в табакерке"
Мне очень понравилась эта сказка, главный герой которой, мальчик Миша, смог самостоятельно понять, как устроена табакерка и почему она играет музыку. Мне нравится наблюдательность мальчика, а также то, что эта сказка не только увлекательная, но и познавательная.

Пословицы к сказке "Городок в табакерке"
Ученье - свет, а неученье - тьма.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться
Наука в лес не ведет, а из лесу выводит.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Городок в табакерке"
Однажды папа подарил Мише чудесную табакерку из черепахи. На табакерке был сделал целый город, с домами и деревьями, а из табакерки звучала красивая музыка.
Миша очень захотелось попасть в табакерку, но папа объяснил ему, что он слишком большой, а табакерке живут колокольчики. Он приподнял крышку табакерки и мальчик увидел внутри колокольчики, валики, молоточки, пружинку. Папа велел Мише подумать зачем все это нужно и не трогать пружинку.
Миша долго смотрел на табакерку и вдруг из ворот выбежал мальчик в золотой юбочке и позвал его внутрь.
Миша прошел в ворота, которые ему оказались в пору, и пошел дальше. Но каждые следующие ворота казались меньше предыдущих и Миша боялся, что он не сможет пройти. Но мальчик-колокольчик провел его и попросил обернуться. Миша увидел, что теперь наоборот первые ворота были самыми маленькими.
Наконец Миша очутился на улице города и увидел много колокольчиков разного роста. Они отличались голосом. Миша сказал им, что колокольчики живут весело, но колокольчики пожаловались на скуку и однообразие. К тому же они рассказали мальчику про дядек-молоточков.
Миша увидел молоточков, которые постукивали колокольчики, и спросил их зачем они это делают. Молоточки отправили его к надзирателю-валику.
Миша смотрит, действительно лежит Валик на диване в халате, а как поворачивается, так крючочками молоточки цепляет, те по колокольчикам и стучат.
Спросил Миша, зачем он велит молоточкам по колокольчикам бить, а Валик расшумелся и прогнал Мишу.
Идет мальчик дальше, видит шатер, в шатре царевна-пружинка. То свернется, то развернется, и Валик толкает.
Спросил ее мальчик, зачем он надзирателя в бок толкает, а Пружинка ответила, что иначе бы музыки не было.
Хотел Миша проверить ее слова, прижал пружинку пальчиком, а та вдруг лопнет. Все стихло, сломалось. Испугался Миша и проснулся.
Рассказал Миша свой сон папе, а тот и говорит, что понял он отчего музыка играет, но чтобы лучше понять, механике учиться надо.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Городок в табакерке"

Тема: В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

Цель: Познакомить детей с творчеством В.Ф. Одоевского и научно-познавательной сказкой “Городок в Табакерке”; помочь понять ее содержание; разбудить у детей любознательность к естественно – научным знаниям, воспитывать бережное отношение к вещам.

Задачи:

    Формирование интереса у детей к произведениям В.Ф. Одоевского;

    Закрепить представление у учащихся о литературной сказке;

    Развитие критического мышления, памяти, формирование навыков по развитию речи;

    Обогащать кругозор и словарный запас учащихся;

    Познакомить с понятием «воспитанность».

    Уважать мнение товарищей, умение работать в группе.

Хор урока:

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания

Здравствуйте!Сегодня мы все отправляемся в очень интересный город, но для этого нам следует хорошо поработать.

Учащиеся выразительно или наизусть читают стихотворение одного из поэтов, с чьим творчеством они познакомились при чтении поэтической тетради. Читают сообщения.

Я люблю поэзию за то, что в стихотворениях много олицетворений. Поэты неживые предметы наделяют душой.

В стихотворениях поэты используют рифму

Определение темы и целей урока

Прочитайте сначала нечетные слоги
(слова), потом четные.

Как называется произведение?

Прочитайте тему урока.

Определите цели урока, используя опорные
слова.

Сегодня на уроке мы познакомимся с научно-познавательной сказкой Владимира Федоровича Одоевского «Городок в табакерке».

О чем вам говорит заголовок? Что же такое табакерка?

У вас в руках шкатулка.

Мы слышим музыку.

Это механическая музыка, ведь она исполняется на инструменте, звуки издает механизм, сделанный из металлических деталей.

А это живая музыка, но очень похожа на механическую.

«Городок в табакерке».

Табакерка – это коробочка, в которой раньше носили нюхательный табак. Но в этой сказке речь пойдет не о простой табакерке, а о старинной музыкальной

III. Знаком-ство с творчеством
В. Ф. Одоев-ского

Речевая разминка
Знакомит с творчеством В. Ф. Одоевского.

Владимир Федорович Одоевский родился в Москве и происходил из старинного княжеского рода. Рано лишившись отца, он воспитывался в семье дяди, где получил хорошее домашнее образование. Шесть лет провел в Московском университетском Благородном пансионе, из которого вышел в 1822 году. В 1826 году Владимир Федорович переехал в Петербург.

Он очень любил детей, был их другом, любил общаться с ними. Где бы он ни появлялся, его сразу же окружали дети, видя в нем своего друга. Владимир Федорович организовывал игры, забавы, развлечения для детей, нередко сам у них учился.

Любовь к детям, умение дружить с ними, побудили В. Ф. Одоевского писать для детей, организовывать детские приюты, детские больницы.

Его первый русский сборник – «Сказки и рассказы дедушки Иринея». В сборник рассказов и сказок вошли: «Разбитый кувшин», «Бедный Гнедко», «О четырех глухих», «Сиротинка», «Городок в табакерке» и «Мороз Иванович» и другие произведения

Текст распечатан на каждого ученика(испл. чтение через решетку, чтение перев. текста и найти пропущенную букву)

IV. Первичное восприятие текста сказки

Первичное восприятие текста сказки.

Вы знаете, что такое табакерка?

В XVIII веке в Петербурге курили в основном иностранцы. Русские табак больше нюхали, так как считалось, что нюханье табака благотворно влияет на здоровье. Нюхательный табак держали в табакерках из папье-маше, серебра, золота, дерева, перламутра, черепахового панциря, слоновой кости,
фарфора, нефритов, украшенных бриллиантами и эмалью.

На что похожа табакерка? Табакерка похожа на шкатулочку. В годы, когда Одоевский сочинял свою сказку, табак был дорогим удовольствием. Позволить его себе могли только богатые люди. Поэтому и шкатулки для хранения табака обычно были дорогими, богато украшенными.

Табакерка – была своего рода символом знатности и богатства и указывала на то, что ее обладатель благороден и у него есть эстетический вкус.

В XIX – начале XX веков дорогие табакерки часто служили и императорской наградой, а генеральским чинам, когда у них уже имелись все полагавшиеся по классу должности ордена, вместо высших орденов жаловались табакерки, украшенные драгоценными камнями и портретами их величеств.

Особенно были в моде музыкальные табакерки, которые превратились в особый предмет роскоши и престижа – прежде чем понюхать табак, табакерку держали в руках, так чтобы все могли ее хорошенько рассмотреть, потом неспешно открывали, поражая соседей не только тонкими миниатюрами, но и, к примеру, крохотной поющей птичкой, которая выпархивала из недр маленькой коробочки, или танцующей под музыку фигуркой пастушки.

Вот об одной такой музыкальной табакерке и пойдет речь в сказке, которую мы сегодня будем читать. Готовы слушать?

Сейчас в исполнении мастера художественного слова мы с вами прослушаем часть этой сказки.

Вам понравилась эта сказка?

Что именно понравилось?

Что вы думаете о Мише?

Нравится он вам? Чем?

Почему мальчику хотелось попасть в табакерку?

Какой рисунок вы нарисовали бы к этой сказке?

Почему так называется эта сказка?

Сказка В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» была написана более 150 лет назад, поэтому в сказке встречаются слова, которые редко употребляются в нашей речи.

А знаете ли вы значения этих слов?

Читают текст произведения. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения.

Объясняют значения слов:

Бахрома – украшение к занавесям, тесьма с висящими с одной стороны нитями.

Табакерка – коробочка для табака.

Пестренькая – окрашенная в несколько цветов.

Счесть нельзя – сосчитать нельзя.

Учтиво – очень вежливо.

Свод – дугообразное перекрытие, соединяющее стены, опоры какого-либо сооружения.

Ставни – деревянный затвор, «ворота» на окнах в деревянных домах.

Индо – даже.

Опамятоваться – опомниться.

Бюро – стол для письменных занятий и хранения бумаг.

Горка – стеклянный шкаф, где хранится посуда.

Музыкальная шкатулка – механический заводной инструмент, воспроизводящий какую-либо мелодию или пьесу (музыкальные часы,
открытки).

Тисненая бумага – бумага с выдавленным
рисунком.

Флюгер – это металлический флаг, расположенный на вертикальной оси и поворачивающийся под воздействием ветра.

Шатер – покрытие в виде высокой многогранной пирамиды.

Авось – может быть.

С сими словами – с этими силами.

Почел долгом – посчитал.

Одинакие – одинаковые.

Досадно – обидно.

Набольший – старший

V. Анализ текста сказки

Проводит повторное чтение с анализом произведения.

Назовите героев сказки.

С помощью сказочных образов мы с вами познакомимся с законами механики, исследуем музыкальную шкатулку, результат труда умелого человека.

А теперь давайте послушаем пьесу А. Лядова «Музыкальная шкатулка». Постарайтесь услышать и колокольчики, и валик, и молоточки.

О чем эта сказка? Чему она учит?

Чему научился Миша, исследуя шкатулку? Какие открытия он сделал?

Найдите описание табакерки. Как она выглядит?

Как называется этот «волшебный» городок?

С какой просьбой обратился Миша к папеньке?

Почему Мише очень захотелось попасть в таба-керку?

С кем Миша отправился в городок Динь-Динь?

Как вы думаете, почему папенька именно так назвал этот городок?

Как вы думаете, какие чувства возникли у Миши при взгляде на табакерку. Предположите, о чем он мог мечтать?

Как вы думаете, что произойдет дальше?

Какое впечатление у вас сложилось о мальчике Мише. Почему?

Как вы думаете, что ему ответит мальчик-колокольчик. То есть как он ему это объяснит?

В чем проявилась воспитанность Миши? Приведите примеры.

Как выглядит этот городок?

Кто живет в этом городке?

Ребята! А где мы можем видеть предметы ста-
рины?

Читают сказку самостоятельно.

Отвечают на вопросы учителя.

Мы встречаем там фантастическое изображение колокольчика, который похож на мальчика с золотой головкой в стальной юбочке. Встретятся нам валик-надзиратель и дядьки-молоточки, напоминающие унылых господ, злые – колотят бедных мальчиков-колокольчиков.

Сказка учит наблюдательности и умению исследовать интересные и сложные механизмы. Мальчик Миша засыпает, разглядывая с отцом табакерку, видит сказочный сон, а затем просыпается, узнав механизм музыкальной шкатулки. Он ласковый и вежливый мальчик, слушается отца.

Миша сделал открытия:

1. Издали кажется все меньше.

2. У колокольчика побольше – голос низкий, а поменьше – голос высокий.

3. Без учебников и учебы жить неинтересно.

4. Нельзя ломать поделки, механизм, исследуя его, а то он выйдет из строя.

VI. Домашнее задание

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

VII. Итог урока. Рефлексия

Оценка работы на уроке (смайлики)

беседа по вопросам:

Какое впечатление осталось у вас после сегодняшнего урока?

Что особенно заинтересовало вас во время урока?

Что особенно понравилось? Что бы хотели изменить?

Что сказочного произошло с мальчиком Мишей?

Чем же закончилась эта история?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Владимир Федорович Одоевский – князь,
русский писатель, философ, педагог, музыковед и теоретик музыки. Это литературная (авторская) сказка.

Табакерка сломалась, Миша испугался и проснулся

Папенька поставил на стол табакерку. «Поди-ка сюда, Миша, посмотри-ка», – сказал он. Миша был послушный мальчик; тотчас оставил игрушки и подошел к папеньке. Да уж и было чего посмотреть! Какая прекрасная табакерка! Пестренькая, из черепахи. А что на крышке-то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвертый, – и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые, а деревья-то также золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встает солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу.

– Что это за городок? – спросил Миша.

– Это городок Динь-Динь, – отвечал папенька и тронул пружинку…

И что же? Вдруг, невидимо где, заиграла музыка. Откуда слышна эта музыка, Миша не мог понять: он ходил и к дверям – не из другой ли комнаты? и к часам – не в часах ли? и к бюро, и к горке; прислушивался то в том, то в другом месте; смотрел и под стол… Наконец Миша уверился, что музыка точно играла в табакерке. Он подошел к ней, смотрит, а из-за деревьев солнышко выходит, крадется тихонько по небу, а небо и городок все светлее и светлее; окошки горят ярким огнем, и от башенок будто сияние. Вот солнышко перешло через небо на другую сторону, все ниже да ниже, и наконец за пригорком совсем скрылось; и городок потемнел, ставни закрылись, и башенки померкли, только не надолго. Вот затеплилась звездочка, вот другая, вот и месяц рогатый выглянул из-за деревьев, и в городке стало опять светлее, окошки засеребрились, и от башенок протянулись синеватые лучи.

– Папенька! папенька! нельзя ли войти в этот городок? Как бы мне хотелось!

– Мудрено, мой друг: этот городок тебе не по росту.

– Ничего, папенька, я такой маленький; только пустите меня туда; мне так бы хотелось узнать, что там делается…

– Право, мой друг, там и без тебя тесно.

– Да кто же там живет?

– Кто там живет? Там живут колокольчики.

С этими словами папенька поднял крышку на табакерке, и что же увидел Миша? И колокольчики, и молоточки, и валик, и колеса… Миша удивился. «Зачем эти колокольчики? зачем молоточки? зачем валик с крючками?» – спрашивал Миша у папеньки.

А папенька отвечал: «Не скажу тебе, Миша; сам посмотри попристальнее да подумай: авось-либо отгадаешь. Только вот этой пружинки не трогай, а иначе все изломается».

Папенька вышел, а Миша остался над табакеркой. Вот он сидел-сидел над нею, смотрел-смотрел, думал-думал, отчего звенят колокольчики?

Данный урок - первый из двух уроков литературного чтения по сказке В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке». Основной организационной задачей урока являлось создание условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала.

На уроке были использованы следующие методы работы:

1.Словесные. В форме беседы были использованы на этапах актуализации знаний, работы по теме урока, работы над содержанием сказки.

2.Наглядные. Как сопровождение урока использовалась мультимедийная презентация.

3.Практические. Использовались на этапах самоопределения деятельности и работы над содержанием сказки. Дети работали в группах по карточкам, выполняя задания, составляли синквейн, активно работали по учебнику. Наряду с практическими методами детьми были получены научные знания по устройству музыкальной шкатулки. Также была прослушена аудиозапись пьесы Анатолия Лядова «Музыкальная шкатулка». Данная пьеса дала возможность детям услышать звуки музыкальной шкатулки.

4.Игровые. Игра «Кто сказал?» проводилась на этапе работы над содержанием сказки и требовала активной работы с учебником, правильных и точных ответов учеников.

Также был использован проблемно-поисковый метод , на этапе самоопределения к деятельности и работы по теме урока. Учащимися самостоятельно были подготовлены сообщения о жизне и творчестве В. Ф. Одоевского и табакерке. К данным заданиям дети отнеслись ответственно. Сообщения были интересные и познавательные.

Урок – позволил активизировать познавательную деятельность учащихся. Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного подхода, грамотно подобранных заданий. Была организована смена видов деятельности, что позволило сделать урок динамичным. Каждому ученику была предоставлена возможность проявить свои знания и умения в практической деятельности и получить одобрение учителя и одноклассников. Благодаря этому каждый ученик постоянно находился в процессе мыслительной деятельности, которая благоприятно влияет на развитие учащихся.

На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность, умело доказывали свою точку зрения.

Психологическая атмосфера урока была доброжелательной, что способствовало созданию эмоционального настроя в начале урока, привлечению внимания к теме и целям урока. Учащиеся не боялись дать неправильный ответ.

Активно велась словарная работа. На данном этапе были выявлены значения непонятных и вышедших из употребления слов.

В конце урока на этапе рефлексии учащиеся проанализировали свою работу и на этапе итога урока подвели итоги.

Были использованы здоровьесберегающие технологии. С целью предупреждения переутомления проведена физкультминутка.

Считаю, что цель урока достигнута, задачи урока выполнены.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Заглавие и главные герои. Особенности литературного жанра.

Цели: познакомить детей с творчеством В.Ф. Одоевского и научно-познавательной сказкой “Городок в Табакерке”; формирование интереса у детей к произведениям В.Ф. Одоевского.

Задачи:

образовательная : при помощи сказки ознакомить с реальным устройством музыкальной шкатулки;

развивающая : расширять словарный запас учащихся, формировать навыки выборочного чтения; развитие памяти, мышления,

воспитательная : воспитывать любознательность, культуру речевого общения.

Формируемые УУД:

Познавательные УУД: формировать умение воспринимать и анализировать художественный текст, навык выразительного чтения;

Регулятивные УУД: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, умения контролировать, корректировать, оценивать;

Коммуникативные УУД: формировать умение передавать свои мысли и чувства, умение формировать собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.

Личностные УУД: прививать любовь к чтению

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование:

  1. Учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, 4 класс
  2. Презентация «В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».
  3. Карточки с заданиями.
  4. Шкатулка.
  5. Аудиозапись (пьеса Анатолия Лядова «Музыкальная шкатулка»).

Ход урока

1.Организационный момент.

Уважаемые гости!

Мы рады приветствовать Вас в классе нашем!
Возможно, есть классы и лучше, и краше.
Но пусть в нашем классе Вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!

Дорогие ребята!

Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.
Урок литературный, а мы народ культурный.
На уроке не лениться, всем работать, отвечать,
Мы сегодня на уроке будем знанья получать.

2.Актуализация знаний.

Ребята, все люди прошли через сказки. Сказки растят нас с детства, поэтому они не могут умереть.

Без чего вы не представляете сказки? (Ответы детей)

Я хочу задать вам такой вопрос. Может ли в сказках присутствовать музыка? (ответы детей).

А теперь ответьте мне на такой вопрос. Музыка - это только музыка? (рассуждения детей)

Музыка – это настроение.

Вы когда-нибудь видели музыкальный инструмент, который может сам играть, без музыканта?

Кто или что играет на таком музыкальном инструменте?

Ребята, я не просто завела разговор о таком инструменте. Посмотрите, что у меня в руках? (Шкатулка).

Какие бывают шкатулки?

А теперь давайте послушаем пьесу Анатолия Лядова «Музыкальная шкатулка».

Эта музыка механическая или живая?

(Живая, но очень похожа на механическую).

Слушаешь пьесу и представляешь музыкальную шкатулку.

Интересно ли вам узнать, как устроена музыкальная шкатулка?

Узнать устройство музыкальной шкатулки нам поможет произведение. Надо только расшифровать название этого произведения и автора, который его написал.

3.Самоопределение к деятельности.

(Дети работают в группах по карточкам).

1группа-расшифрует фамилию имя и отчество автора.

23о45д78о74е55в61с88к19и35й

2и 3 группы расшифруют название произведения

2 группа- по указанну шифру мы составим слова и получим название произведения.

3 группа-из предложенных частей слова составим словосочетание и получим название произведения.

Ребята, с творчеством какого писателя мы сегодня познакомимся на уроке?

С краткой биографией Одоевского нас познакомит Света Суина.

Владимир Фёдорович Одоевский родился 13 августа 1803 году в Москве. Получил первоклассное по тому времени воспитание в Благородном пансионе при Московском университете. В годы пребывания в пансионе появились его первые произведения в печати.

С 1826 года он живёт в Санкт-Петербурге . На протяжении многих лет тесные дружеские и творческие контакты связывали Одоевского с А.С.Пушкиным. Одоевский замечал и всемирно поддерживал таланты, которые он видел в современной ему русской литературе. Это и Лермонтов, и Тургенев, и Достоевский. В. Ф. Одоевский работал под псевдонимом “Дедушка Ириней”. Когда ему исполнилось 30 лет, в свет вышел сборник для детей “Детские сказки дедушки Иринея”. Сюда вошли сказки “Червячок”, “Мороз Иванович” и “Городок в табакерке”.

В 1861 году Одоевский возвращается в Москву. Он занимается устройством детских приютов, также по его идее была основана в Петербурге больница для приходящих.

Умер Одоевский 11 марта 1869, не оставив после себя ни детей, ни какого-либо состояния. Похоронен на Донском кладбище в Москве.

Как называется произведение, с которым мы сегодня познакомимся?

4.Работа по теме урока.

Кто знает, что такое табакерка ?

Послушаем сообщение Коли Кочнева о том, как выглядели и для чего использовались эти шкатулки.

В XVIII веке в Петербурге курили в основном иностранцы. Русские табак больше нюхали, т. к. считалось, что нюханье табака благотворно влияет на здоровье.

Нюхательный табак держали в табакерках из папье-маше, серебра, золота, дерева, перламутра, черепахового панциря, слоновой кости, фарфора, нефритов, украшенных бриллиантами и эмалью.

Табакерка – это маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли – была своего рода символом знатности и богатства и указывала на то, что ее обладатель благороден и обладает эстетическим вкусом.

Особенно были в моде музыкальные табакерки, которые превратились в особый предмет роскоши и престижа - прежде чем понюхать табак, табакерку держали в руках, так чтобы все могли ее хорошенько рассмотреть, потом неспешно открывали, поражая соседей не только тонкими миниатюрами, но и, к примеру, крохотной поющей птичкой, которая выпархивала из недр маленькой коробочки, или танцующей под музыку фигуркой пастушки

В словаре Ожегова даётся такое толкование слова табакерка: коробочка для табака.

На дом вам было задано познакомиться с содержанием сказки Одоевского «Городок в табакерке». Сами того не подозревая вы познакомились с одной из сказок дедуши Иринея. Псевдоним-Одоевского.

Прежде чем перейти к изучению сказки, мы разберем значение слов, которые могут быть вам непонятны.

5.Словарная работа.

Бюро - стол для письменных занятий и хранения бумаг.

Горка - стеклянный шкаф, где хранится посуда.

Ставни - затвор на окнах.

Флюгер - прибор для определения силы и движения воздуха.

Тиснёная бумага – бумага, которая имеет выпуклый или вдавленный рисунок.

Сказка В. Ф. Одоевского “Городок в табакерке” была написана более 150 лет назад, поэтому в сказке встречаются слова, которые редко употребляются в нашей речи.

Одинакие – одинаковые

Учтиво – очень вежливо

Досадно – обидно

Авось - может быть

С сими словами – с этими словами

Индо – даже

Опамятоваться – опомниться.

6.Физкультминутка.

Давайте встанем, отдохнем!

И в табакерку попадем!

Мы шагаем по дороге,

поднимаем выше ноги

И нам встретились в пути - колокольчики- звонки (наклон головы) динь, динь

А тут уж- дядьки на дороге

Застучали молотки - мы сердиты и тверды

Тук, тук,тук

Толстый валик великан

На диване он лежал

Ни за кем он не следит,

шуры муры говорит

Зиц, зиц,зиц кричит царица

Золотая кружевница.

7.Работа над содержанием сказки.

Как в сказке выглядила табакерка?

Как она была устроена? (с.168).

Как вы думаете, какие чувства возникли у Миши, когда он смотрел на табакерку. Предположите, о чём он мог мечтать?

Как назывался «волшебный» городок, по которому путешествовал главный герой?

Как вы думаете, почему папенька именно так назвал волшебный городок?

О чём папенька строго предупредил мальчика? Прочитаем по ролям с.

С кем Миша отправился в городок Динь-динь?

В чём проявилась воспитанность Миши? Приведите примеры.

Какие уроки вынес для себя Миша из путешествия по городу Динь-динь?

Давайте найдём в учебнике и прочитаем эти уроки.

1 урок (с.162)-Вдали всё кажется маленьким, а подойдёшь – большое.

2 урок (с.164)-Это от того, что, кто из нас побольше, у того и голос потолще, а кто поменьше голос низкий.

3 урок (с.165)-Вперёд не смейся над теми, у которых поговорка дурная.

4 урок (с.165)-Без учебников и учёбы жить не интересно.

Убедите меня в правильности последнего урока.

Какое впечатление у вас сложилось о мальчике? Почему?

Сейчас мы прочитаем основную часть сказки, но прежде обратите внимание на слова: колокольчики, молоточки, валик с крючками, пружинка, колёса.

Как произносит эти слова Миша в конце произведения?

Предположите, что могло произойти с Мишей?

Реальные или фантастические события описаны в произведении. Обоснуйте свой ответ.

Вы хотели бы оказаться в мире фантастики?

8.Игра «Кто сказал?»

А) « Динь-динь-динь, – я житель этого городка. Мы слышали, что вам очень хочется побывать у нас в гостях, и поэтому решились просить вас сделать нам честь к нам пожаловать. Динь-динь-динь, динь-динь-динь». (Под надписью «устройство табакерки»

– Чему удивился Миша, когда они с колокольчиком стали проходить под сводами?

– А какую историю вспомнил Миша?
– Что показалось смешным Колокольчику?
– Как Миша на это отреагировал? Прочитайте.
– Правильно ли Миша сказал, что нехорошо привыкать к поговоркам?
– Мог ли Колокольчик не произносить эти слова?

– Прочитайте описания улицы. В чем ошибался Миша посмотрев на колокольчики. (Что они все одинаковые)
– Как Колокольчик это объяснил?
– Как понимаете выражение «Закусил язычек».
– Чему Миша позавидовал? Прочитайте.
– Что ответил Колокольчик?
– Как вы думаете, плохо или хорошо всю жизнь ничего не делать, только заниматься игрой, например, на компьютере?
– А кто сказал эти слова:
вывешивается надпись «колокольчик»)

Б) «Прочь ступай, не мешай! Там в палате и в халате надзиратель лежит и стучать нам велит. Всё ворочается, прицепляется. Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!» (Под надписью «устройство табакерки» вывешивается надпись «молоточки»)

– А кто сказал эти слова:

В) «А мне какое дело, шуры-муры! Не я здесь набольший. Пусть себе дядьки стукают мальчиков! Мне что за дело! Я надзиратель добрый, всё на диване лежу и ни за кем не гляжу. Шуры-муры, шуры-муры…» (Под надписью «устройство табакерки» вывешивается надпись «валик»)

– Какой вывод сделал Миша из разговора с Валиком. (Когда присматривают за тобой – это хорошо)
– А за вами детьми нужно присматривать?
– Чьи это слова:

Г) «Зиц-зиц-зиц, – глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На всё смотришь, ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было! Зиц-зиц-зиц». (Под надписью «устройство табакерки» вывешивается надпись «пружина»)

– Поверил ли Миша Пружине? Докажи.

9.Синквейн со словом табакерка.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Пример: учитель

Умный, добрый

Учит, помогает, переживает

Много идей-мало времени.

Синоним: педагог

Табакерка (2 прилагательных, 3 глагола, определение, синоним)

10.Рефлексия.

Как вы оцениваете работу своего класса?

Как вы оцениваете свой вклад в урок?

11.Итог урока.

Чем запомнился вам урок?

Что нового открыли для себя?

В чём особенность этой сказки и можно ли её назвать научной?

Плывут угрюмые века,

Плывут, как в небе облака.

Спешат, бегут за годом год,

А сказка – на тебе! – живет!

Когда и кто ее сложил

В своей избушке где-то –

И самый старый старожил

Не даст тебе ответа.

И про зверей,

И про царей,

И что на свете было –

Все сказка в памяти своей

Подписи к слайдам:

Урок литературного чтения 4 класс В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Заглавие и главные герои. Особенности литературного жанра». Подготовила: Марченкова Светлана Александрона учитель начальных классов СОП МБОУ «Тургеневская СОШ»

Владимир Федорович Одоевский «Городок в табакерке»

табакерки Табакерка маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли.

Бюро письменный стол с конторкой, имеющей несколько небольших ящиков и отделений для хранения бумаг и мелких вещей. Обычно верхняя часть закрывается выдвигающейся гибкой шторкой

Горка – это мебель для посуды - деревянный затвор на окнах в деревянных домах. Ставни

Флюгер – прибор для определения направления и измерения скорости ветра. Тисненая бумага

авось-может быть с сими словами-с этими словами индо-даже опамятоваться-опомниться

Рефлексия -Как вы оцениваете работу своего класса? -Как вы оцениваете свой вклад в урок?

Домашнее задание Составить рассказ о сказочном городке.

http://s3.uploads.ru/BdO9t.png рамка http:// cs 10561. vkontakte . ru / u 111299510/-5/ x _70 c 5 f 3 cb . jpg перо, чернильница http://img-fotki.yandex.ru/get/6434/136487634.a39/0_d5931_5c31a0b1_XL.png книги http://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/10-26/12216/2601840.png открытая книга с пером http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk21.png Свитки slovari.yandex.ru http://clubs.ya.ru/fetes-galantes/posts.xml?tb=530 http://www.liveinternet.ru/users/iposlad/rubric/1663824/ http://construct.md/ru/moldova/cuzneabudulaia/storelist da-zdra-per-m.livejournal.com PlanetaSkazok.ru allskazki.ru Интернет – ресурсы.


Произведение "Городок в табакерке" принадлежит перу Владимира Федоровича Одоевского. Это один из первых русских писателей, которого можно причислить к основоположникам отечественной

Владимир Федорович Одоевский

Князь, сенатор, русский писатель, мыслитель и философ, переводчик, искусствовед, - это далеко не полный перечень титулов, званий, профессиональных навыков, которыми обладал Владимир Федорович.

Для литературного творчества Одоевского характерны новаторские идеи и изыскания. Это сразу было замечено современниками писателя и высоко оценено его потомками.
Произведения Одоевского заставляют размышлять, они позволяют взглянуть по-иному на привычные явления жизни, продвигая читателя в своем развитии вперед. Все сказанное в полной мере относится и к тому, что было создано писателем специально для детей. Непревзойденным сочинением писателя принято считать сказку "Городок в табакерке". Автор ее до наших дней находится в ряду лучших детских писателей в мировой литературе.

Произведения для детей

В 1833 году вышли в свет первые для детей. Сборник носил название "Пестрые сказки". В 1834 году отдельным изданием был напечатан "Городок в табакерке". Жанр этого произведения тоже был определен как сказка.

Высокую оценку литературным сказкам для детей, вышедших из-под пера Одоевского, дал Н. В. Гоголь. Он считал, что образность языка, тональность и его напевность не имеют себе равных не только в русской, но и мировой детской литературе. Пожалуй, в сравнении могут быть лишь произведения великого сказочника Ганса Христиана Андерсена.
В течение последующих лет работы над сочинительством произведений, предназначенных для детского круга чтения, Одоевский старался выдерживать заданную им планку. Большой интерес к творчеству писателя проявил истинный знаток литературы В. Даль, который считал язык его произведений эталоном русской словесности.

В 1838 году выпущены из печати "Сказки и повести для детей дедушки Иринея". Многие произведения из сборника сразу вошли в перечень хрестоматийных и остаются таковыми спустя 177 лет. Именно этот факт является показателем литературного таланта В. Ф. Одоевского.

Маску дяди Иринея (а позднее дедушки) Одоевский с успехом использовал на протяжении всего периода, когда он занимался детской литературой. Благодаря удачно подобранному образу, полюбившемуся детям, автор мог о сложных явлениях жизни говорить с ребятами понятным для них языком.

"Городок в табакерке". Жанр произведения

Цикл под общим названием "Сказки дедушки Иринея" включает в себя несколько произведений для детей. Входит сюда и "Городок в табакерке". Жанр сочинения определен как познавательная сказка.

Читая произведение, ребенок не только знакомится со сказочными обитателями музыкальной табакерки, но и узнает о механизме ее работы. Процесс описан совершенно точно без искажения фактов, произведение содержит большое количество познавательного материала. Занимательная форма описания, которую использует Одоевский, позволяет причислить произведение к жанру сказки.

Сочетание в одном произведении научных энциклопедических сведений и волшебства, вымысла, присущего только сказкам, было необычно для литературы первой половины XIX века. В. Ф. Одоевскому удалось соединить это вместе. Прием оказался очень удачным, он по достоинству был оценен не только маленькими читателями и их родителями, но и литературными критиками.

Главные герои произведения

Главным действующим лицом сказки является мальчик Миша, которому отец подарил музыкальную табакерку. В начале повествования отец мальчика рассказывает о том, как нужно пользоваться шкатулкой. Миша узнает, что вещь очень сложно устроена и требует к себе бережного отношения.

Как и любой другой мальчик в его возрасте, Миша хочет постичь тайны, которые скрываются внутри табакерки. Вот с этого момента и начинаются чудеса. Благодаря им мальчик знакомится с необычными жителями волшебной страны, которую автор называет Городок в табакерке.

Сказка, ее волшебство захватывает не только Мишу, но и каждого читателя. Героев произведения становится все больше - это жители сказочной страны. У каждого из них есть свои обязанности, которые им необходимо строго выполнять, иначе уклад жизни городка будет разрушен.

Идея сказки

Владимир Федорович Одоевский, понимая, какую важную роль играет литература в жизни людей, стремился посредством своих произведений, написанных для детей, развить самые лучшие черты характера маленьких читателей. В полной мере этой задаче отвечает "Городок в табакерке".

Жанр познавательной сказки как нельзя лучше развивает любознательность ребенка, дает возможность приобрести новые для него знания. Например, Миша, путешествуя по городу, узнает некоторые законы изобразительного искусства и перспективы. Он понимает, как работает шкатулка, где рождается музыка.

Кроме того, на протяжении всего произведения автор указывает на важные качества характера Миши. Мальчик настойчив, любознателен, послушен, вежлив. Одоевский ценит это в ребенке. Также автор обращает внимание на то, что в жизни все взаимосвязано. Лишь при слаженной работе и полном взаимопонимании можно добиться определенных успехов в жизни.

Современное издание произведения

Пожалуй, ни одна из сказок Одоевского не имела такого большого количества изданий, как "Городок в табакерке".

Мультфильм, диафильмы, созданные по мотивам сказки, иллюстрированные издания книги и сегодня пользуются огромной популярностью у детей. Именно поэтому сказка помещена во многие литературные сборники, издается она и отдельной книгой.

Некоторые авторы современных учебников по литературе включили сказку В. Ф. Одоевского "Городок в табакерке" в перечень произведений, предназначенных для обязательного изучения на уроках в школе. При совместной работе над сказкой дети познают окружающий мир, учатся понимать красоту родного языка, выражать свое отношение к прочитанному.