Меню

Электрические схемы бесплатно. Схемы радиомикрофонов в журналах моделист конструктор

Отопление

Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза уделяет большое внимание автоматизации и механизации сельского хозяйства и промышленности.

Многие хозяйства сейчас имеют свои вычислительные центры, диспетчерские пункты, которые позволяют наилучшим образом отработать технологический процесс, бесперебойную диспетчерскую связь с любым участком предприятия. Большую роль в диспетчерской связи в данное время играют такие средства связи, как автоматическая телефонная связь (АТС), диспетчерские коммутаторы, переговорные устройства, телевидение.

Все эти виды связи пока имеются только на крупных промышленных предприятиях и в сельскохозяйственных комплексах. Для предприятий малой мощности, где нецелесообразно ставить АТС и коммутаторы большой емкости, юные рационализаторы Башкирской РСЮТ внесли предложение сделать коммутатор на 10 номеров .

За основу своей конструкции кружковцы взяли описание коммутатора, помещенного в журнале "Моделист-конструктор" № 6 за 1974 г. Внеся ряд конструктивных изменений, кружковцы создали коммутаторы "Сигнал-4" и "Сигнал-5", которые более удобны в эксплуатации и имеют лучший внешний вид, чем коммутатор, описанный в журнале "Моделист-конструктор".

Схема данного коммутатора предельно проста и, естественно, намного дешевле и легче, чем выпускаемый нашей промышленностью коммутатор КОС-22, который во многих случаях используется не на полную мощность из-за того, что предприятие малой мощности не нуждается в таком количестве абонентов.

Работы на таком коммутаторе немного. Раздается звонок, и загорается лампочка номера абонента. Диспетчер включает ключ, под которым горит лампочка, и слышит абонента.

Вызов коммутатора абонентом осуществляется снятием телефонной трубки с аппарата. При этом на коммутаторе загораются лампочка "Вызов" и лампочка данного абонента и раздается звонок. Звонок может быть выключен, и в этом случае диспетчер узнает о том, что его вызывают, по загоревшимся лампочкам.

Для вызова абонента в линию подается переменный ток напряжением 110 В. Питаются коммутаторы "Сигнал-4" и "Сигнал-5" от сети переменного тока и потребляют мощность 15 Вт.

Коммутатор работает следующим образом: при снятии абонентом трубки замыкается цепь через контакты 2-3 и 5-4, срабатывает реле и своими контактами включает звонок и соответствующую лампочку абонента. Напряжение посылки проходит от трансформатора через контакты 5-6 и 2-3 на звонок телефонного аппарата абонента. При посылке вызова на коммутаторе загорается лампочка "Посылка вызова".

В коммутаторе использованы детали, распространенные в телефонии, т. е. ключи с односторонним арретиром. На коммутаторе "Сигнал-5" использованы два 5-клавишных переключателя (можно использовать один 10-клавишный переключатель с двумя группами переключающих групп контактов). Малогабаритные реле типа РЭС-22, РЭС-6, сигнальные коммутаторные лампы на 12 В (можно использовать и обычные лампочки на 6,3 и 13,5 В).

Трансформатор можно взять от приемника "Рекорд" и ему подобного с перемоткой вторичных обмоток на 28 и 110 В. Если необходимо увеличить емкость, коммутаторы могут быть спарены и даже строены. Коммутатор "Сигнал-5" сделан в корпусе календаря-информатора, "Сигнал-4" - в самодельном корпусе из фанеры, отделанном текстурным пластиком.

В 1977 г. в Уфе состоялся Всероссийский слет юных друзей природы. На этом слете впервые работала секция "Юные техники - лесному хозяйству". В программе работы секции были выступления школьников об опыте своей работы, защита проектов лучших конструкций, выставка моделей и действующих образцов самодельной техники, используемой в лесном хозяйстве.

Как рассказал в своем выступлении один из участников слета В. Носаев, ученик школы № 81 г. Челябинска, в Доме юных техников Челябинского тракторного завода имени В. И. Ленина, который существует уже 20 лет, работают различные кружки: автотракторные, машиностроительные, конструкторские, радио, телемеханики, электроники, физики, химии, авиамодельные, фото и кино, а для самых маленьких - кружки начального технического моделирования.

Всего в кружках занимается более 800 ребят. Многие из них призеры соревнований по военно-техническим видам спорта.

В машиностроительной лаборатории ребята делают самые различные машины: микромотоциклы, карты, даже легковой автомобиль и подъемный кран. В этом году в лаборатории закончены две большие работы - снегоход "Полярник-3" и трактор.

Снегоход "Полярник-3" - это третья, наиболее совершенная модель подобного типа. Объезжая на снегоходе леса и озера зимой, можно замерять толщину льда, снежного покрова и вести наблюдения за лесными обитателями. Длина снегохода - 2600, ширина- 1060, высота- 1200 мм (по лобовому стеклу), рама выполнена из труб диаметром 32 мм, лыжи дюралюминиевые, анодированные. Рессоры от "Москвича-401", переделаны места крепления. Движитель - гусеница. Основа - транспортерная лента шириной 150, толщиной 6 мм. Грунтозацепы выполнены из дюралевого П-образного профиля 30×15 мм, закреплены на ленте шестью болтами М6 со стальными подкладками длиной 140 мм.

Ведущая и ведомые звездочки изготовлены из дюралюминия. Число зубьев равно 15, шаг - 60 мм. Звездочки закреплены на валах при помощи стальных фланцев и шпилек.

Гусеница снабжена 12 опорными катками, которые закреплены на опорной каретке. Каретка подпружинена, что обеспечивает постоянный натяг гусеницы независимо от рельефа местности. Гусеница имеет натяжное устройство.

В двигателе от грузового мотороллера "Тула-200М" переделана система зажигания. Установлено магнето от тракторного пускача на вал диностартера. Магнето обеспечивает легкий запуск двигателя и его работу на всех режимах.

Запуск двигателя осуществляется диностартером от аккумуляторной батареи 6СТ40. После запуска двигателя диностартер автоматически переключается на генератор, обеспечивая зарядку аккумулятора, а также работу бензонасоса БНК, осветительных приборов и фар.

Дифференциал от инвалидной мотоколяски СЗА выполняет роль промежуточного вала силовой передачи и обеспечивает реверсирование заднего и переднего хода.

Рулевое управление выполнено по такой же схеме, как у карта. Максимальная скорость снегохода достигает 30 км/ч с экипажем из 3 человек.

Машина испытана в различных метеоусловиях. Усадка на рыхлом снегу 100-120 мм.

В этом же кружке другая группа ребят разработала и изготовила трактор Т-1 , который предназначен для выполнения различных сельскохозяйственных работ в соответствии с используемым навесным оборудованием: бороной, сеялкой и т. д.

Пока к трактору сделан только прицеп грузоподъемностью 300 кг. Для трактора взят двигатель от мотоколяски СЗА, оттуда же и передние колеса.

От рессорной подвески передних колес отказались, а сделали качающуюся ось, как у современных тракторов.

Задний мост взят целиком с автомобиля.

Рама сварная из швеллера № 8, На раме установлен двигатель, который с задним мостом связан карданной передачей. Сиденье взято с трактора Т-130.

Трактор имеет следующие размеры: длина - 2100, ширина - 1150, высота - 1300, база - 1220, колея - 950 мм. Скорость передвижения трактора изменяется от 3 до 20 км/ч.

Обе работы выполнены под руководством заведующего машиностроительной лабораторией А. В. Косыгина.

С. Чепелев, ученик миасской средней школы Красноармейского района Челябинской области, рассказал о том, что в их школе есть два трактора собственной конструкции и две малогабаритные сенокосилки. Кроме малогабаритных сельхозмашин ребята изготовили приборы для измерения количества витаминов в кормах, для измерения влажности почвы и некоторые другие.

Районная станция юных техников была открыта в октябре 1969 года и является первой в области станцией в сельской местности. В то время станция размещалась в здании площадью 90 м 2 . Работали три кружка, в которых занимались 45 ребят - учащихся миасской средней школы.

Сейчас на станции занимается более 350 учащихся. С ребятами проводят занятия опытные руководители и учителя, кружки и лаборатории оснащены всем необходимым инструментом и оборудованием. Кружки конструкторского направления объединены в секцию ВОИР, члены автоконструкторского кружка и кружка картингистов являются членами общества юных автомотолюбителей, принимают активное участие в работе районного общества автолюбителей.

В деятельности каждого кружка большое внимание уделяется общественно-полезной направленности. Прежде чем начать что-то конструировать, ребята подумают, в каком полезном деле можно применить тот или иной аппарат. И их старания не пропадают даром. Например, мотокультиватор, изготовленный членами автоконструкторского кружка филиала станции в Дубровской 8-летней школе, прежде чем попасть на ВДНХ СССР, работал на пришкольном участке. Прибор для определения цикличности доильного аппарата вот уже 5 лет безотказно работает в животноводческом комплексе Красноармейского совхоза-техникума. По заказу миасской средней школы ребята из кружка автоматики разработали схему и изготовили электрифицированное, управляемое с выносного пульта панно "Периодическая система химических элементов Менделеева".

На V Всероссийский слет юных техников они представили копию автоматического терморегулятора, который в настоящий момент работает в тепличном хозяйстве Красноармейского совхоза-техникума. Терморегулятор предназначен для автоматического поддержания температуры в заданных пределах (от 0 до +100° С). Мощность нагрузки зависит от тина используемого пускателя. Прибор питается от сети переменного однофазного тока напряжением 220 В и может быть включен в сеть переменного трехфазного тока напряжением 380 В. В приборе использован датчик температуры типа ТС-100, который переделан для работы в импульсных режимах. Для этого в его контактную группу введены дополнительные контакты, за счет которых на реле типа РПН подаются импульсы включения и выключения. Допустимая погрешность данного терморегулятора 2,5%, что составляет ±2,5° С. Прибор является универсальным, т. е. с использованием других соответствующих датчиков его можно использовать, например, как регулятор уровня жидкости, регулятор влажности семян и т. д.

Делегат слета Виктор Люлю, ученик школы № 26 г. Петрозаводска, рассказал о том, что в настоящее время в Карельской АССР проводится большая работа по лесовосстановлению. Многие школьники Карелии помогают старшим в этой работе. При филиале Академии наук СССР работает Малая лесная академия.

Юные техники республики не остались в стороне от этого большого дела. На 4-й республиканской выставке научно-технического творчества молодежи, которая проходила в апреле 1978 г. в г. Петрозаводске, в разделе "Юные техники - лесному хозяйству" была представлена работа выступающего - радиоуправляемый дирижабль, применяемый при лесозаготовках и посадках леса.

До этого члены авиамодельного кружка республиканской станции юных техников строили летающие модели самолетов, с которыми выступали на республиканских и всероссийских соревнованиях. Ребята задумались над тем, как может помочь авиация сохранить прекрасные леса Карелии. Они знали, что в небе постоянно дежурят летчики пожарной авиации, которые много делают для спасения лесов, однако считали, что применение авиации для сохранения лесов не должно этим ограничиваться. Авиация может активно применяться при лесопосадках.

Из всех летательных аппаратов, решили они, наиболее удобен для этих целей дирижабль. Он не нуждается в аэродромах, способен перевозить большие грузы. Вертолет, обладая этими же достоинствами, является более дорогим транспортным средством.

Проект В. Люлю заключается в комплексном использовании дирижабля для лесозаготовительных и лесовосстановительных работ. При лесозаготовках дирижабль применяется как сугубо транспортное средство. Он способен перевозить технику, транспортировать древесину из труднодоступных районов, помогать при ликвидации заторов при сплаве леса по рекам.

Искусственное лесовосстановление требует больших материальных и трудовых затрат. Применение широкой механизации посадки леса в Карельской АССР в большинстве районов невозможно, так как имеющиеся лесопосадочные машины неприменимы из-за часто встречающихся валунов и захламленности лесосек. Применение посадок ограничивает недостаточно развитая сеть лесных дорог.

Полную механизацию лесовосстановительных работ можно осуществить, применяя для этих целей дирижабль с агрегатом для посадки саженцев. Принцип работы посадочного агрегата заключается в следующем: саженцы (ели) помещаются в пластмассовые капсулы, до половины заполненные удобренной почвой, а капсулы с саженцами - в специальный агрегат, из которого они могут при открытии створок свободно выпадать. Дирижабль, летя с заданной скоростью над районом, где должна осуществляться посадка, периодически открывает створки посадочных агрегатов, из которых вылетают капсулы с саженцами. Крона саженца, выполняя роль стабилизатора, помогает саженцу упасть на землю корнями вниз. При ударе о землю пластмассовая капсула разбивается, и саженец оказывается в удобренной почве.

Преимущества данного способа заключаются в следующем:

дирижаблю доступны самые отдаленные районы, где вслед за лесозаготовительными работами можно вести лесопосадку;

освобождается большое количество техники, которое занято в настоящее время производством этих работ;

отпадает необходимость в строительстве большого количества временных дорог, которые используются только в период лесозаготовок и лесопосадок;

применение дирижабля позволяет восстанавливать лесные массивы исключительно методом посадок, а согласно научным данным, посадки значительно результативнее посевов, так как сокращается расход семян, уменьшается затрата труда на обработку почвы и уход за культурами, расширяется возможность применения химических веществ для борьбы с нежелательными растениями. Культуры, созданные посадками, обычно растут быстрее, чем созданные посевами.

Ученик 8-го класса В. Зибарев из села Петухово Курганской области вместе со своими товарищами изготовил модель трактора "Зауралец" .

Трактор повышенной проходимости предназначен для вывозки древесины из леса, устройства и обслуживания лесных дорог. Усилие на крюке 15⋅10 4 Н (15 тс).

Отличительной чертой конструкции этого трактора является электромеханическая бесступенчатая трансмиссия. У трактора имеется вал отбора мощности, применяется торсионная подвеска.

Трактор может работать в двух вариантах: с ручным управлением и по радио. Созданы все условия для нормальной работы тракториста: в кабине поддерживается микроклимат, хорошая вентиляция с очистительным фильтром, поддерживается нормальная температура воздуха, мягкая торсионная подвеска, герметичность кабины и хороший обзор.

При исполнении по второму варианту оператор-тракторист сидит в помещении и управляет трактором по радио с помощью передатчика.

Ребята из Алтайской краевой станции юных техников разработали и изготовили индикатор роения пчел. Работа прибора основана на том, что во время роения тон жужжания делается монотонным в диапазоне 200- 280 Гц, а сила звука уменьшается на 10 дБ.

Электрическая схема представляет собой усилитель низкой частоты с Т-мостом в цепи обратной связи, благодаря чему на частотной характеристике появляется пик в области 180-140 Гц, регулируемый резистором.

Микрофон устанавливают в улье и во время роения пчел с помощью переменных сопротивлений добиваются, чтобы контрольная лампа светилась, а после роения гасла.

Лесная промышленность, как и все отрасли народного хозяйства, связанные с бездорожьем, остро нуждается в вездеходной технике. Ребята из кружка экспериментального автомоделизма Новосибирского клуба юных техников завода имени В. П. Чкалова конструировали модель вездехода "Ермак" , который должен помочь работникам леспромхозов и заготовительных участков в их нелегкой работе. Там, где не смогут пройти обычные автомобили и гусеничные тракторы, пройдет "Ермак", имеющий вместо обычных колес трехколесные блоки, которые помогают вездеходу преодолевать не только болотистые места, мелколесье и вырубки, но и бездорожье. В этом случае малые колеса стопорятся, и начинают вращаться блоки в целом.

Вездеход "Ермак" изготовлен заодно с моделью буровой вышки, предназначенной для бурения скважин в геологических целях или колодцев. Но это только один из многочисленных вариантов использования вездехода. Если вместо буровой вышки установить грузовую платформу, можно получить лесовоз. Модель вездехода изготовили ученики 153-й школы г. Новосибирска В. Феклин (9-й класс), А. Артемьев (9-й класс) и В. Теньковский (6-й класс) под руководством В. Е. Кузнецова.

Прибор для измерения влажности древесины в процентах изготовлен на станции юных техников г. Новокузнецка учеником 8-го класса А. Перфильевым под руководством Б. В. Лурье.

Прибор предназначен для использования там, где не может быть применено громоздкое специальное оборудование.

Прибор ставят нижней крышкой, на которой установлен датчик влажности, на исследуемый объект и включают тумблер питания. Стрелка прибора на шкале указывает процент влажности данного объекта.

Прибор изготовлен по схемам журнала "Радио" за 1973 год.

В этом же кружке О. Смирнов изготовил электронное пожарно-сигнализационное устройство .

Прибор состоит из двух основных блоков: блока фотодатчика и блока сигнализации. Прибор может применяться во многих отраслях народного хозяйства как охранно-пожарное устройство. Фотодатчик устанавливается на возвышенном месте участка, предназначенного для охраны от возможного пожара. При появлении открытого огня в радиусе от 10 до 500 м фотодатчик подает импульс на блок сигнализации, который в свою очередь создает звуко-световое оповещение в виде сирены и мигающего красного прожектора. Мощность сигнализатора рассчитана на оповещение о пожаре на значительном расстоянии. Предлагается устанавливать такой прибор на пришкольных опытных участках, в лесничествах и т. д.

Учащиеся Гвардейской восьмилетней школы Багратионовского района Калининградской области В. Борода, С. Васильев, В. Коваленко и А. Жидонис под руководством учителя В. Н. Васильева изготовили действующую модель трактора ДТ-75 с навесным плугом ПН-4-35.

Модель представляет собой уменьшенную в 5 раз копию трактора и плуга. В качестве двигателя использован электромотор УТ-27 (напряжение 27 В, сила тока 0,8 А). Питание двигатель получает от двух батарей БАС-70, в которых все четыре галетных столбика соединены параллельно. Модель имеет дистанционное управление и выполняет три команды. Глубина вспашки регулируется при помощи винта через опорное колесо.

Трактор в агрегате с плугом применяется для вспашки почвы перед лесопосадками, в лесопитомниках и для противопожарной вспашки лесных угодий.

Микролитражный трактор "Юмировец-2" изготовлен членами клуба "Юмир" преградненской средней школы № 7 Ставропольского края (рис. 17).


Рис. 17. Трактор "Юмировец-2": а - общий вид; б - кинематическая схема

Трактор предназначен для работы на учебно-опытном участке школы. Небольшие размеры трактора позволяют использовать его на малых участках и для обработки сада. Двигатель трактора - четырехтактный, карбюраторный, двухцилиндровый с воздушным охлаждением. Мощность двигателя - 8 л. с. при 3000 об/мин. Пуск двигателя - стартерный и ручной.

Рулевое управление трактора комбинированное от трактора ДТ-20 с перестановкой валиков и использованием сошки автомобиля. Тяги - автомобильные (урезанные). Коробка передач от автомобиля ГАЗ-69 имеет три скорости вперед и одну назад. Задний мост - от автомобиля "Москвич". Цепная передача от коробки передач на задний мост снабжена регулятором натяжения. Задние колеса трактора оборудованы гидравлической тормозной системой. Ширину колеи передних колес можно регулировать.

Трактор оснащен навесной системой с электрическим приводом, который питается от аккумуляторной батареи. Подъем и опускание системы осуществляется переключением тумблеров, установленных на рулевой колонке трактора.

В этом же кружке под руководством С. К. Шишкина на базе плуга ПН-4-35, широко распространенного в сельском хозяйстве, разработан и изготовлен плуг-удобритель .

Он навешивается на трактор ДТ-75. Рабочие органы - шнек и корпус - во время движения плуга воздействуют на почву и производят необходимую работу. Шнек вращается пассивно, за счет тяги трактора, и при вращении размельчает крупные комки почвы. Особенно эффективно эта операция выполняется при вспашке осушенных болот, целинных земель, долголетних культурных пастбищ, залежей.

При необходимости шнеки могут сниматься и вместо них устанавливаются обыкновенные предплужники.

Для внесения гранулированных удобрений предусмотрена возможность установки на плуг специального бункера объемом 1 м 3 . Удобрение самотеком через специальные щели поступает из бункера на шнеки и за счет вращения шнеков хорошо перемешивается с почвой.

Основным преимуществом плуга, находящегося в эксплуатации, является совмещение операций:

при использовании шнеков - вспашки с культивацией, боронованием и лущением;

при установке бункера - вспашки с одновременным внесением минеральных удобрений.

Конструкция модели комбинированного навесного плуга ПН-4-35, по отзывам специалистов, представляет большой интерес и может служить прообразом подобного орудия для производственного использования. К плугу сделано приспособление для внесения минеральных удобрений под основную обработку почвы, что позволяет совместить две операции (внесение удобрений и вспашку) и при использовании высоких доз удобрений может обеспечить большой экономический эффект (сокращение затрат труда на 30-40%).

Замена предплужника винтовым шнеком позволит улучшить качество крошения пласта задерненных и тяжелых почв.

Учащиеся раевской средней школы № 14 Краснодарского края изготовили машину для прививки виноградных саженцев на филоксероустойчивых подвоях прямым двойным шипом.

Материалом для станины послужили древесина и фанера. Частота вращения однофазного двигателя мощностью 0,27 кВт- 1440 об/мин, а вала, на котором стоят фрезы,- 4400 об/мин (за счет установки шкива на валу двигателя).

Фрезы диаметром 80 мм зажаты фланцами и заточены для реза сырой лозы вдоль волокон.

К фрезам подведен и закреплен направитель с противорежущей и поддерживающей пластинками.

Рабочий берет из ящиков, которые ему подвозят, подвойную лозу длиной 50 см и обновляет срез, потом направляет заготовку для заточки шипа.

Аналогичная операция производится с привойной лозой, после чего заготовки соединяют.

Опытный рабочий за смену прививочной машиной обрабатывает 2500-2700 готовых саженцев, а при ручной прививке - 600-700.

Для хорошего выхода саженцев необходимы крепкое соединение узла прививки и плотное соединение по всему периметру камедиального слоя для исключения ожогов ткани.

Прививочная машина использовалась в совхозе "Раевский".

В изготовлении машины приняли участие члены школьной организации ВОИР В. Миляр и В. Филимоненко под руководством С. П. Коротких.

Юные техники из Дагестайа разработали и изготовили прибор для определения жирности молока . Он смонтирован в прямоугольном корпусе из фольгированного гетинакса размером 200×130×75 и состоит из двух узлов: генератора на одном транзисторе с частотой 1 МГц и измерительного моста на двух транзисторах.

В одно плечо измерительного моста включены емкостный датчик и две пластины, служащие обкладками конденсатора.

Электропроводимость молока зависит от его жирности. При заполнении емкости молоком баланс моста нарушается, и стрелка прибора отклоняется на соответствующее деление.

Прибор для определения всхожести семян предназначен для определения в лабораторных условиях всхожести различных культур без высева в почву.

Ученые установили, что если поместить живое зерно в сильное электрическое поле, то молекулы этого зерна легко поляризуются и зерно притягивается к заряженной пластине. Этот эффект притяжения зерна и использован в приборе, который состоит из блоков: задающего генератора на лампе 6Н1П, выходного каскада на лампе 6П31С, выпрямителя с умножением напряжения, блока электронных весов и стабилизатора напряжения.

В качестве выходного трансформатора генератора, работающего на частоте 1500 Гц, применен трансформатор ТВС-110 от телевизора.

Помещенное в ванночку зерно устанавливается на электронные весы. При включении высокого напряжения вес зерна уменьшается, в результате пружина электронных весов несколько распрямится. Индукционные катушки удаляются друг от друга. Стрелка прибора в схеме весов изменит свое положение пропорционально количеству живых зерен.

В электронных весах применен генератор низкой частоты. Шкала прибора проградуирована в % всхожести. Градуировку следует производить с помещением в ванночку зерна со 100%-ной всхожестью, каждый раз используя для замены по 10 зерен заведомо неживых (можно эти зерна прокалить на плите). После каждой замены зерна на шкале прибора делается заметка о всхожести.

Детали прибора: силовой трансформатор любой марки мощностью не менее 10 Вт, строчный трансформатор ТВС-110 (применен почти без переделки, необходимо только на сердечник добавить еще один виток высоковольтного провода для накала кенотрона), выходной трансформатор от карманного приемника (в качестве трансформатора генератора). Первая катушка содержит 150 витков провода ПЭЛ-0,1, намотанного на стальную пружину весов, которая взята от будильника, в качестве второй катушки применена универсальная головка транзисторного магнитофона.

В наладке прибор несложен и доступен радиолюбителю, знакомому с основами радиоэлектроники.

Прибор разработан и изготовлен на Новосибирской областной станции юных техников Ю. Маловым (10-й класс школы № 42) под руководством В. В. Вознюка.

Прибор агронома позволяет измерять температуру воздуха от -5 до +40° С, температуру почвы от +5° до + 25° С на глубине до 50 см, влажность воздуха от 20 до 100%.

Датчиками для измерения температуры почвы и воздуха служит термосопротивление типа МТ-4.

Схема измерения температуры представляет собой мост постоянного тока (рис. 18). В одно из плеч моста включено термосопротивление МТ-4 33 кОм. При балансировке моста подбирают резисторы R28 и R34 так, чтобы стрелка прибора ИП установилась на нулевой отметке шкалы. В дальнейшем перед измерениями ту же операцию производят переменными резисторами R31 и R37, переключая В4 и В5 в верхнее (по схеме) положение.


Рис. 18. Электрическая схема прибора "Спутник агронома": измеритель влажности; б - измеритель температуры почвы; в - измеритель температуры воздуха; г - переключатель

Термодатчик для измерения температуры воздуха устанавливается внутри корпуса прибора, а датчик измерения температуры почвы представляет собой стальной штырь диаметром 6 мм и длиной 60 см, в наконечнике которого помещен терморезистор. С другой стороны штыря установлена ручка из оргстекла. На штыре нанесены деления для определения глубины вспашки.

Датчик для определения влажности воздуха представляет собой две пластины 60×20 мм(белая жесть). В промежутки между пластинами шириной 3-4 мм помещена вата, пропитанная 30%-ным раствором соли в воде. Датчик подключается к точкам Т и У.

Резистор R4 служит для установки стрелки прибора на нулевой отметке.

При градуировке шкалы прибора термодатчик вместе с ртутным термометром помещают в воду. Температуру воды плавно повышают от 20 до 40° С и на шкале прибора делают нужные отметки. Для получения температуры ниже 20° С и минусовых используется холодильник.

Датчик влажности помещается в пары кипящей воды, точка на шкале соответствует влажности в 100%, далее, уменьшая влажность от 100 до 20% в течение 1 ч, записывают показания прибора и контрольного психрометра, помещенного вместе с датчиком.

В качестве стрелочного прибора использован микроамперметр 50 мкА. Триод Т1-типа КП102, Т2, Т3 - любые низкочастотные.

Прибор изготовили в Алтайском краевом Дворце пионеров и школьников имени М. И. Калинина С. Реутов, В. Филатов и Ю. Сорокин под руководством В. Е. Бровко.

Ребята, живущие в сельской местности, да и многие городские школьники знают, что до отправки на элеватор собранное зерно хранят на токах в буртах. Однако долго содержать так урожай нельзя: из-за повышенной влажности может повыситься температура внутри бурта, и зерно испортится. Чтобы этого не случилось, его перелопачивают (внутренние и внешние слои меняют местами). А момент, когда зерно начнет перегреваться, определяют по его температуре и влажности.

В лаборатории физического эксперимента КЮТа Новосибирского академгородка школьник В. Петрик разработал прибор для измерения температуры и влажности зерна в буртах.

Прибор позволяет измерять температуру до 50° С с погрешностью 5% и влажность до 50% с точностью 10-15%.

Измеритель влажности состоит из генератора высокочастотных колебаний (около 700 кГц), собранного по схеме мультивибратора на транзисторах, и измерительного усилителя, собранного по балансной схеме. Емкостный датчик влажности образован двумя алюминиевыми соосными цилиндрами, расположенными на конце измерительной штанги. Для уменьшения помех и увеличения чувствительности прибора генератор и усилитель собраны на одной печатной плате и помещены в штанге, в непосредственной близости от датчика.

Металлические цилиндры покрыты водостойким лаком или нитрокраской для изоляции их от влаги и прямого контакта с зерном.

Измеритель температуры - мостик Уинстона, в одно из плеч которого включен терморезистор. Питание термометра также стабилизировано с помощью резистора и диода.

Настройка прибора несложна. В измерителе влажности емкость конденсатора должна быть равна емкости датчика на воздухе. Стрелку прибора перед каждым измерением устанавливают на нулевую отметку.

Предел измерения прибора регулируют, устанавливая его положение по контрольному измерению зерна с известной влажностью.

В конструкторском кружке Нововолынской городской станции юных техников школьники Б. Янковий, П. Денисюк, Б. Горюнов и П. Ковальчук под руководством А. Ю. Гаска изготовили действующую модель кормоподготовительного цеха , предназначенную для ознакомления учащихся с процессом подготовки на животноводческих фермах кормов для скота из свеклы, тыквы, турнепса, картофеля и других продуктов сельского хозяйства.

Вся работа цеха механизирована, его обслуживает один человек с пульта.

Сочные корма подаются на переработку прямо с поля на автомашине. Машина заезжает на опрокидыватель, на диспетчерском пульте нажимается кнопка, и корма ссыпаются в мойку.

Мойка представляет собой душ и трясущий ковш, который перемещает корма к конвейеру, а тот подает вымытые корма в шнеки.

В первом шнеке за счет его конусности и уменьшения шага навивки спиральных ножей происходит измельчение кормов, которые подаются в шнек-смеситель.

В шнеке-смесителе происходит дальнейшее измельчение и смешивание кормов с такими добавками, как мука, отруби и антибиотики, загруженными в бункер с заслонкой, регулирующей подачу сыпучих кормов в смеситель и концентрацию их в подготовленной массе.

Готовые кормовые смеси поступают на конвейер, который подает их в кузов автомобиля, развозящего корма на фермы.

Действующая модель автоматизированного промышленного комплекса по откорму свиней предназначена для ознакомления учащихся с технологией откорма свиней (рис. 19). Модель изготовили в клубе юных техников треста "Тагилстрой" А. Косин (7-й класс школы № 18), А. Привалов (6-й класс школы № 60), С. Елохин (6-й класс школы № 60) и О. Лузянин (6-й класс школы № 43). Руководитель кружка автоматики П. Д. Коновалов, токарь треста "Тагилспецстрой".

Действующая модель автоматизированного промышленно-производственного комплекса по откорму свиней работает следующим образом.

При включении штепсельного разъема в электрическую сеть подается питание, о чем свидетельствует загорание первой контрольной лампы на пульте диспетчера. Одновременно раздается звуковой сигнал о готовности системы к ручному управлению.

Поворотом рукоятки до упора по часовой стрелке система переводится в автоматический режим работы, рассчитанный на промежуток времени между двумя соседними кормлениями согласно режиму содержания животных {начало отсчета - первое кормление), о чем свидетельствует загорание второй контрольной лампы на пульте управления и прекращение подачи звукового сигнала. В дальнейшем система работает в автоматическом режиме.

При автоматическом режиме работы осуществляются следующие операции: автоматическое поддержание заданной температуры воздуха в помещении комплекса и принудительная вентиляция его;

автоматическое поддержание уровня воды в распределительном баке (водонапорной башне);

автоматическая раздача корма;

автоматический водопой - подача воды при приближении животного к автокормушке;

автоматическая уборка отсеков помещения.

Операции кормления, водопоя, уборки и отдыха демонстрируются поворотами макета животного в соответствующее положение. По окончании отдыха и наступлении следующего кормления звучит сигнал и отключается соответствующая контрольная лампа. Поворотом рукоятки по часовой стрелке до упора система приводится в исходное состояние для продолжения работы в автоматическом режиме.

Модель капустоуборочной машины демонстрирует уборку капусты ранних и поздних сортов. Машину можно использовать для погрузочно-разгрузочных работ. Тележку-бункер можно использовать для транспортировки различных овощей и фруктов.

Машина является самоходной и имеет рамную конструкцию, ее габариты могут изменяться в зависимости от количества рядков уборки капусты. Дисковые ножи приводятся в движение электродвигателями, получающими питание от аккумуляторов. Для приема и транспортировки срезанных кочанов капусты в бункере установлена транспортерная лента.

Машину может обслуживать один человек.

В капустоуборочной машине применены вращающиеся дисковые ножи, так как спелый ствол кочана капусты не уступает по твердости древесине. Для беспрерывной работы в поле изготовляются несколько прицепных тележек. Борта тележки-бункера обтянуты капроновой сеткой, дно выстелено поролоном для сохранения капусты при транспортировке.

Наполненную тележку отцепляют от машины и транспортируют трактором или автомашиной для разгрузки в овощехранилище. Тележку разгружают методом "самосвала", плавно приподнимая одну сторону тельфером или подъемником.

По окончании уборки капусты машину без дисковых ножей можно использовать как транспортный конвейер для погрузки и разгрузки зерна, овощей, фруктов, а также на строительных работах.

Модель машины разработали и изготовили учащиеся 9-го класса Г. Кисвянцев, А. Коваленко из школы № 58 г. Ростова-на-Дону под руководством А. М. Воскресова.

Комбайн "Колосок" (рис. 20) изготовлен в кружке технического конструирования Луковской школы Моздокского района Северо-Осетинской АССР под руководством В. А. Косолапова.


Рис. 20. Комбайн "Колосок"

Комбайн предназначен для уборки зерновых культур и обкоса газонов. Рама изготовлена из угловой стали, передний мост - от трактора "Риони", задний - сделан самостоятельно. Передача фрикционная.

Одноцилиндровый двигатель внутреннего сгорания Д-300 мощностью 6,5 л. с. работает на бензине А-66 (двухтактная смесь).

Режущий аппарат изготовлен из сортовой стали.

Для передаточных механизмов использованы звездочки от детских велосипедов. Цепи взяты с мопедов и велосипедов. Шкивы для клиноременных передач отлиты из поршней автодвигателей.

Реечное рулевое управление сделано из отходов сортовой стали. Облицовка, бункер и элеваторы изготовлены из жести.

Юные техники из алтайского краевого Дворца пионеров и школьников имени М. И. Калинина предлагают использовать дирижабль для полива полей, распыления удобрений и других сельскохозяйственных работ. Они разработали и изготовили модель устройства, предназначенного для выполнения соответствующих операций с дирижабля. В разработке участвовали школьники А. Пятков и В. Попов под руководством А. И. Ясько и А. М. Груздева,

Ученик 8-го класса Даликовской средней школы Костромской области С. Малкин получил рационализаторское удостоверение на ножницы для резки ботвы корнеплодов .

Обычно ботву обрезают таким образом: из бурта берут корнеплод и ножом обрезают ботву. Держать корнеплод одной рукой неудобно, приходится использовать какой-либо упор. Школьник предлагает резать по-иному: один работник подает корнеплод, другой стоит у ножниц и, беря корнеплод двумя руками, нажимает на педаль ногой и производит обрезку (рис. 21). В этой школе разработано и изготовлено приспособление для уборки капусты.

Модель сушильной камеры , в которой сено может доводиться до нужной влажности (рис. 22), создана пермскими школьниками.

Сено, имеющее влажность более допустимой, укладывают в камеру и закрывают пленкой. Возникает разность температур и, как следствие, движение воздуха, чему способствует вытяжная труба. Кроме того, на трубе имеется специальная насадка, создающая дополнительный отсос воздуха из камеры. Насадка имеет форму конуса, снабженного двумя воздушными винтами, которые находятся на одном валу и имеют разный шаг.

Ребятами из Серпуховского района Московской области изготовлен копатель лунок (рис. 23). Этим орудием очень удобно делать лунки для рассады капусты, помидоров, клубники, сеянцев плодово-ягодных растений.

Копатель состоит из двух полуцилиндров (створок), подножки и двух ручек из твердых пород дерева. Его ставят вертикально на землю в место пересечения линий, проведенных маркером на опытных делянках. Нажав ногой на педаль, створки вгоняют в почву. После этого ручки раздвигают в стороны. Земля между створками окажется зажатой. Копатель поднимется, и земля высыплется. В полученную лунку помещают рассаду или саженцы плодово-ягодных растений.

Школьники С. Емельянов, Е. Лазарев и С. Смирнов из Иконниковской средней школы Красносельского района Костромской области разработали и изготовили аппарат для подкормки растений (рис. 24).

Аппарат состоит из двухколесной тележки, бака с краном, двух сошников, прикрепленных болтами к пластинке. Сошники можно переставлять вдоль пластины в зависимости от междурядий.

Тележка собрана из двух колес детского велосипеда, оси, каркаса из полосок стали, рукоятки от детской коляски и пластины для крепления сошников. Сошники изготовлены из листовой стали толщиной 3 мм, а бак взят от мотоцикла "Урал".

В кран ввинчен тройник с двумя конусными втулками, на которые надевают прорезиненные шланги.

Работают с аппаратом следующим образом: в бак заливают раствор-удобрение, устанавливают сошники на требуемое междурядье и открывают кран. При движении аппарата питательный раствор по шлангам попадает в бороздки, проделанные сошниками.

Ручной культиватор с вибрирующим ножом РКВН (рис. 25) предназначен для использования на пришкольном опытном участке, в теплицах и приусадебном хозяйстве.

По сравнению с ручными культиваторами других типов РКВН обладает заметным преимуществом. Его использование не требует большой затраты мускульной силы, улучшает качество прополки и увеличивает производительность труда.

Длина культиватора без ручек - 750 мм, ширина - 230 мм, высота по колесу - 420 мм. Длина ручек - 1200 мм.

Рама изготовлена из уголка 20×20 мм, ее длина составляет 550 мм, ширина - 210 мм.

Основная особенность культиватора состоит в том, что его нож совершает возвратно-поступательные движения. Этому способствует специальный кулачковый механизм.

Производительность РКВН при обработке междурядий 0,05-0,08 га/ч.

В проектировании и изготовлении культиватора РКВН принимали участие учащиеся 8-х классов - члены кружка ВОИР северской средней школы № 44 Краснодарского края. Конструкторскую группу возглавил

С.Денисенко.

Другую конструкцию культиватора предложили школьники села Бондареве Бийского района Хакасской автономной области Красноярского края (рис. 26).

Культиватор построен учеником 10-го класса Л. Аникиным на базе велосипедной рамы. Вместо заднего велосипедного колеса изготовлено цельное металлическое колесо. Для этого взято опорное колесо культиватора КРН-4,2, на обрезанный обод которого наварены почвозацепы. Ступица колеса расточена под подшипники №203, а на изготовленную ось поставлены распорные втулки. На левую сторону ступицы установлен шкив привода подборщика жатки. На раму установлен двигатель Д-6, который с помощью цепной и ременной передач (через промежуточную ось, на правой стороне которой монтируется велосипедная звездочка, на левой - шкив меньшего диаметра) связан со шкивом колеса. Ремень взят от турбины охлаждения двигателя трактора Т-40.

К передней части рамы приварен велосипедный руль. К нему присоединяется рычаг муфты сцепления и рычаг подачи топлива (можно поставить рукоятку подачи топлива). В нижней части рамы имеется паз, в который устанавливают стрельчатую лапу или окучник, взятые от культиватора КРН-4,2 (или КОН-2,8). Нож культиватора подсоединяют хомутом. Для регулировки глубины нужно отпустить хомут и передвинуть стойку стрельчатой лапы вверх или вниз. Культиватором можно обрабатывать междурядья картофеля и других корнеплодов Производительность 0,05-0,07 га/ч.

Учащиеся Большеболдинской средней школы имени А. С. Пушкина Горьковской области под руководством В. И. Романова изготовили машину для обработки посевов гербицидами при основной предпосевной обработке почвы (рис. 27).

Известно, что земля лугов при длительном их использовании уплотняется, а это ухудшает доступ воздуха к корням растений. Кроме того, внесение удобрений на поверхность лугов не экономично, так как при дожде они смываются и уносятся, и только малая доля попадает по назначению.

Разработанная школьниками машина устраняет эти недостатки. Она рыхлит почву без нарушения травяного покрова и вносит жидкие удобрения (безводный аммиак или растворенные комплексные удобрения) без потерь.

Все детали стандартные. Рама взята со свеклоподъемника, дисковый нож и опорные колеса - от плуга ПН-4-35 (или ПН-3-35). Топливный бак от трактора ДТ-54 (ДТ-75) использован как емкость для удобрения. Машина навешивается на трактор ДТ-54А (ДТ-75).

При работе дисковый нож, установленный впереди рамы, разрезает землю, за ножом идет рама, за рамой - опорное колесо. Регулировкой опорного колеса, выполняющего роль уплотняющего катка, можно изменять глубину обработки в пределах от 15 до 35 см. Ширина захвата 1,6 м, но ее можно изменить, исходя из конструктивных соображений и требований агротехники.

Горизонтальный нож рамы наклонен к поверхности под углом 15°, что позволяет рыхлить пласт. При работе рама в вертикальной плоскости должна быть наклонена по ходу движения на 5-10°, чтобы не было выноса частиц почвы на поверхность. Сзади горизонтального ножа установлена трубка, в которой сделаны калиброванные отверстия. Трубка соединена с емкостью для жидких удобрений. Удобрения вносятся в почву под давлением, которое создается воздухом от компрессора или выхлопными газами двигателя трактора. Давление определяется по манометру, который укреплен в верхней части бака, и регулируется посредством редукционного клапана.

Машина испытана на полях совхоза "Пушкинский".

Садово-огородный гусеничный трактор (рис. 28) разработали и изготовили кружковцы Алтайской краевой станции юных техников.

В Арсеньевской школе Тульской области под руководством В. В. Лихашова изготовлен трехколесный трактор "Пчела" с одним задним ведущим колесом, предназначенный для работы на пришкольном опытном участке - культивирования и окучивания пропашных культур, транспортирования различных грузов в прицепном кузове.

Трактор имеет колею передних колес, равную 1200 мм. Передний мост поднят над поверхностью земли на 700 мм. Заднее ведущее колесо проходит через середину колеи передних колес, что дает возможность обрабатывать пропашные культуры по три рядка с междурядьем 600 мм.

В конструкции главной передачи учтена возможность вывода вала отбора мощности для выполнения других работ. Для этого достаточно разъединить промежуточную цепь и, надевая на вал шкивы для ремней разных профилей, можно подключать к работе молотильные агрегаты и другие механизмы.

Ю. Каневский из городского Дворца пионеров г. Барнаула разработал и изготовил переносную метеостанцию .

С помощью этого прибора можно замерять направление и скорость ветра, атмосферное давление, влажность воздуха и температуру выпавших осадков.

Измерение скорости ветра основано на использовании ЭДС в катушке провода при движении над ней постоянного магнита, а измерение влажности воздуха и атмосферного давления - на изменении индуктивности катушки провода.

Учащиеся Морюнской средней школы Якутской АССР Е. Замятин, А. Румянцев, Г. Тролуков, В. Рожин и А. Протодьяконов под руководством М. Н. Тролукова создали собственными силами кормораздатчик с механическим дозатором (рис. 29), предназначенный для раздачи сыпучих и жидких кормов на любых фермах. Бункер с кормами электродвигателем передвигается по подвесным или наземным рельсам. Внутри бункера вмонтирован шнек для перемешивания и передвижения кормов к окошкам дозатора.

Когда бункер передвигается, регулируемые бурты кормушки с высокими выступами толкают рычаг, который посредством тяги передвигает задвижку в положение "открыто". В этом положении окошко задвижки совпадает с окошком бункера. При дальнейшем движении бункера ролик рычага попадает на низкую часть бурта кормушки, где задвижка под влиянием пружины или груза возвращается в исходное положение "закрыто".

Регулировкой дозатора, которая зависит от ширины и длины выступов буртов кормушки, достигается степень и продолжительность открытия окошек.

При дозировке дополнительно учитывается скорость движения самого бункера, сыпучесть или вязкость кормов.

Дозировать подачу корма можно один раз на весь сезон. Внедрение такого дозатора намного облегчит ежедневные заботы по раздаче кормов. Рабочему нужно заполнить бункер кормами и включить электродвигатель.

Те же пятеро школьников разработали и изготовили транспортер-раздатчик (рис. 30).

При изучении жизни промысловых птиц, путей миграции насекомых часто возникает необходимость записи их голосов.

Для расширения горизонта слышимости при записи на магнитную ленту или прослушивании через наушники лесных концертов учащиеся Красноярской краевой станции юных техников изготовили специальный прибор для записи голосов птиц и насекомых (рис. 31). Радиус слышимости прибора составляет 2,5-3 км. Прибор состоит из рефлектора, кронштейна с устройством для установки микрофона и пятикаскадного усилителя низкой частоты.

В усилителе применены бесшумные транзисторы марки МП-39"б" и МП-42"б". Межкаскадные развязки по коллекторному напряжению предотвращают самовозбуждение прибора.

В сельских технических кружках создаются также модели известных образцов сельскохозяйственных машин.

При создании моделей тракторов, выпускаемых отечественными заводами, школьники получают возможность познакомиться с историей развития тракторной промышленности в нашей стране, с соответствующими постановлениями партии и правительства, направленными на расширение тракторного парка в сельском хозяйстве.

Кружковцы автомодельной лаборатории астраханского Дома юных техников под руководством А. М. Демати решили построить модели тракторов, которые выпускались советскими заводами в 20-30 гг.

Трактор " Коломенец-1" (рис. 32) выпускался с 1923 г. по 1925 г. на Коломенском машиностроительном заводе, а с 1924 по 1925 г.-на Брянском.


Рис. 32. Модель трактора "Коломенец-1"

На Коломенском заводе за два года было выпущено 206 тракторов, а на Брянском заводе за год 25 тракторов. На "Коломенце" был установлен 2-цилиндровый нефтяной двигатель мощностью 12 л. с.

"Коломенец" имел три передачи - две вперед и одну назад, и развивал скорость от 3 до 6 км/ч. Рама была склепана из швеллеров, для ее облегчения рессоры не устанавливались.

Двухступенчатую цепную передачу "Могула" заменили шестернями больших размеров. Вместо радиатора на тракторе поставили градирню.

Трактор "Гном" (рис. 33) выпускался с 1924 по 1926г. на заводе "Возрождение", ныне "Коммунист" в г. Марксе Саратовской области. За два года было выпущено около 20 тракторов. Конструктором "Гнома" был Я. В. Мамин. Этот трактор с одноцилиндровым двигателем высокого сжатия мощностью 12 л. с. имел три передачи - две вперед и одну назад - и развивал скорость от 3,25 до 5,75 км/ч.


Рис. 33. Модель трактора "Гном"

У задних колес конструктор предусмотрел особые муфты, которые при повороте руля расцепляли с валом одно из задних колес.

Трактор "Запорожец" (рис. 34) выпускался на заводе "Красный прогресс" с 1923 по 1926 г. (около 500 тракторов).


Рис, 34. Модель трактора "Запорожец"

На "Запорожце" был установлен двигатель "Триумф" мощностью 12 л. с с одной передачей вперед. Топливо - сырая нефть.

Конструкция этого трехколесного трактора поражает своей простотой. Широкое колесо хорошо проминало бурьян и дробило его. Кроме того, колесо легко очищалось от грязи. На крыле, закрывающем колесо, размещался топливный бак, из которого нефть самотеком поступала в двигатель. Редуктор, закрытый в плотный металлический корпус, предохранял шестерни от грязи и пыли.

Трактор CT3-XT3 15/30 (рис. 35), выпускавшийся с 1930 по 1937 г., был построен на базе американского трактора "Интернационал 10/20" фирмы "Мак Карлик Диринг". На Сталинградском и Харьковском тракторных заводах было изготовлено 397 000 тракторов СТЗ-ХТЗ 15/30.

Мощность двигателя - 32,6 л. с., на крюке - 15 л. с., три передачи: одна из них назад, скорость - от 3,5 до 7,4 км/ч. Четырехцилиндровый двигатель работал на керосине.

Во избежание детонации при больших нагрузках в карбюратор подавалось немного воды. Пуск и прогрев двигателя производился на бензине.

Более двух лет прошло с тех пор, как я установил на своем мотоцикле «Иж-Юпитер 4» бесконтактное зажигание на базе восходовского генератора, коммутатора 262 3734 и самодельного диодного смесителя (рис. 1.). Убедившись в надежной работе моего творения, коллеги решились на подобное усовершенствование своей мототехники Однако появились вопросы типа «Я собрал по твоей схеме - объясни, почему у меня не работает».

Вот некоторые типичные неисправности:

Нет искры вообще;

Мотор хорошо работает на холостых, но сбоит на оборотах выше средних;

Мотор хорошо пускается, но работает в основном какой-то один цилиндр, второй подхватывает изредка, вспышки следуют неравномерно,

Искры нет только при установке в схему «Ижа» - на «Восходе» искра есть, при замене блока коммутатора-стабилизатора (БКС) аналогичным, другого типа (251 3734 на КЭТ 1-А) неисправность исчезает.

Все перечисленные неприятности указывают на дефект БКС. Рассмотрим заводскую схему блока (рис. 2.). Она скопирована с блока КЭТ 1-А выпуска 1980-х годов. В части коммутаторов стабилитрон VD2 представлен КС650 (или двумя последовательно включенными Д817Б) Последние исполнения БКС - 251 3734, 261 3734, 262 3734 схематически не различаются. Изменились лишь внешность и тип некоторых деталей.

Принцип работы устройств одинаков конденсатор С2 заряжается от высоковольтной обмотки генератора по цепи VD1, С1, VD2, VD4, R2. Положительным импульсом напряжения отдатчика, через VD3 открывается тринистор VS1, который разряжает С2 на обмотку катушки зажигания ТV1, формируя искру на свече F1. Стабилитрон VD2 ограничивает напряжение на С2VS1 на уровне 130 - 160 В. Однако на работающем коммутаторе вольтметр показал 194 В - явное перенапряжение, влияние разброса параметров стабилитрона Хочется отметить интересную деталь - в качестве С2 применены два конденсатора типа МБМ. Такие конденсаторы могут долго работать в импульсном режиме. Являясь «самовосстанавливающимися», они легко переносят кратковременные перенапряжения. Места пробоя обкладок заполняет парафиновая пропитка диэлектрика. К сожалению, это не проходит бесследно - со временем фольга обкладок начинает напоминать решето, емкость прибора падает. Пробои диэлектрика приводят к увеличению проводимости и появлению утечек. Работая в коммутаторе, такой конденсатор просто не успевает накапливать заряд за время между двумя импульсами датчика. Вот почему нормально работающий на «Восходе» («Минске») блок барахлит в схеме «Ижа», где частота импульсов запуска в два раза больше.

Конденсатор с утечкой выявляется по простой схеме (рис. 3.). С соблюдением мер безопасности (схема гальванически связана с бытовой сетью) подключаем проверяемый конденсатор в цепь. Электролампа-индикатор светиться не должна - свечение указывает на наличие утечки. Время проверки 15 - 30 минут (в сомнительных случаях - до 1 часа). Несмотря на несколько варварский способ проверки, для конденсатора он практически безопасен. В процессе эксплуатации он подвергается большим нагрузкам. Таким образом мною были выявлены тринадцать конденсаторов с явной утечкой, причем четыре из них в блоках, нормально работавших на одноцилиндровых моторах, но сбоивших в схеме «Ижа». Заменить конденсаторы в КЭТ-1А несложно - блок легко разбирается. Такая же замена в исполнении 252.3734 - труднее. Для начала удаляем заполняющую корпус пористую массу, проварив коммутатор в кипящей воде 15 - 20 минут. Затем аккуратно «выщипываем» заполнитель пинцетом. Потянув за разъемы, вынимаем плату и получаем доступ к печатному монтажу. Можно, конечно, заменить неисправный прибор аналогичным, но нет гарантии, что новый вскоре тоже не выйдет из строя (причину см. выше), поэтому рекомендую менять на конденсаторы типа К73-17 1,0мкФ/ 400В (а еще лучше 4х0,47мкФ/630В). Два конденсатора нормально располагаются на плате. Герметизацию блока выполняем заливкой его строительной пеной или вырезанной по размеру пластиной резины. Предостерегу от применения различных автогерметиков - их активные компоненты со временем разрушат медные дорожки платы. В целях обеспечения максимальной надежности устройства «безальтернативным» вариантом я считаю металлобумажные конденсаторы типа МБГ, МБГП, МБГЧ (буква Г указывает на конструктивное исполнение прибора), рассчитанные на напряжение 400 - 630 В. Единственная проблема в этом случае - габариты. Возможен компромиссный вариант в схеме для «Иж-Ю» величину С2 уменьшаем до 1мкФ. Это обеспечит гарантированный его заряд за пол-оборота коленчатого вала.

Остальные элементы устройства особых нареканий обычно не вызывают. С1 (К73-15) достаточно надежен. Диоды VD1, VD4 советую заменить на КД226Г (с желтым кольцом) VD3 практически «неубиваем». Случается, что тринистор VS1 сменяет свои характеристики (двигатель начинает запускаться в обратную сторону) - это можно устранить заменой его на КУ202Н или (что еще лучше) на Т122-20-10. Крайне редко выходит из строя КУ221Г (КУ240А1). Замена тринистора сопряжена с подбором по минимальному току управления. Данная схема зажигания весьма требовательна к этому параметру. Я провожу отбор при помощи схемы, изображенной на рисунке 4 Перемещая движок R1 снизу вверх, отмечаем по миллиамперметру РА1 величину тока открывания исследуемого тринистора VS1 по началу свечения лампы EL1. Для использования отбираем экземпляры с током управления I = 1 - 8mА. К сожалению, встречаются тринисторы с увеличенным током утечки. Проверка этого параметра производится по схеме, приведенной на рисунке 3. Свечение лампы будет указывать на неисправность прибора.

Восстановленный таким образом БКС пригоден к дальнейшей эксплуатации в системе зажигания как одно-, так и двухцилиндрового мотоцикла.

Д. РАССКАЗОВ, г. Кашира

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Много лет назад, когда всерьез начал заниматься техническим творчеством, понял, что без сварочного аппарата в этом деле мне не обойтись. С той поры и начал ими интересоваться. Вроде бы и не такое уж сложное устройство, а по-прежнему нет предела его совершенству. Над ним ломают головы и специалисты, и практики: как сделать его еще проще, но в то же время и лучше.

Вот и я, смастерив для себя первый сварочный аппарат и поработав им. начал обдумывать, как улучшить его характеристики. Просмотрел кое-какую доступную литературу на эту тему, стал вникать в теорию. Со временем сделал другой аппарат, конечно же, не хуже первого, но почувствовал, что смогу сделать и лучше. К тому же появился живой и повышенный интерес ко всему тому, что касалось процессов сварки и аппаратов для нее. Стал не только читать, но и собирать литературу, публикации на эту тему. Благодарен и признателен всем авторам статей про сварочные аппараты, которые были напечатаны в журнале «Моделист-конструктор».

Много времени провел у себя в гараже, изготавливая и испытывая разные сварочные аппараты. В итоге пришел к такой схеме «сварочника», которой и сам доволен, и не стыдно посоветовать другим.

Хочу отметить, что сварочные аппараты с выпрямителями, то есть работающие на постоянном (пульсирующем) токе, заведомо лучше «переменников» - те, что работают без диодного моста. Но и «постоянники» нуждаются в доводке и настройке. Поэтому предлагаю опробованные усовершенствования.

Прежде всего это касается включения в схему между положительным и отрицательным проводом выпрямленного тока конденсатора С1. Конденсатор электролитический, емкостью 15000 мк, рассчитанный на напряжение 100 В. Он обеспечивает надёжный, но в то же время плавный поджиг дуги. Если же такой конденсатор нет возможности приобрести, то можно вместо него поставить конденсатор С1 = 50 мк x 160 В, но уже в цепь положительного полупериода тока, как указано на схеме.

И ещё. Будет полезным поставить в первичную цепь бумажный конденсатор типа МБГО или МБГИ емкостью 160 мк. рассчитанный на напряжение 500 В для сглаживания скачков напряжения питающей сети.

Понижающий трансформатор и дроссель могут быть различных конструкций, описания их и характеристики не раз приводились в журнале "Моделист-конструктор" (например № 11 за 1999 г.) и другой технической литературе. Поэтому их выбор остается за умельцами.

А.ЗАЙЦЕВ, г. Петровск, Саратовская обл.
Моделист-конструктор 2006 №11

Коммутаторы КЭТ-1А, БКС 251.3734, БКС 261.3734, БКС 1МК211, БКС 70.3734, БКС 94.3434 предназначены для работы с генераторами 26.3701 (6В 45Вт), Г-427 (6В 65Вт), 43.3701 (12В 65Вт), 80.3701 (12В 90Вт), ГМ-02.02, ГМ-03.02, Р71, 92.3702М-02.02, ГМ-03.02, Р71, 92.3702 .

Схема работает следующим образом. Переменное напряжение генератора с обмотки зажигания L1 поступает на выпрямительный диод V1. Выпрямленное напряжение через цепочку R6 V5 и катушку зажигания заряжает батарею конденсаторов C2 C3. Через некоторое время после зарядки конденсаторо в поступает сигнал с датчика генератора L2 на управляющий электрод тиристора V6. Тиристор V6 замкнет батарею конденсаторов C2 C3, что вызовет резкое изменение индукции в катушке зажигания и искрообразование на электродах свечи (напряжение на вторичной обмотке зажигания достигает несколько десятков киловольт ). Токоограничивающий резистор R6 и сглаживающий конденсатор C1 используются для ограничения тока обмотки зажигания L1 и более плавной зарядке батареи конденсаторов C2 C3. Стабилитроны V3 V4 обеспечивают стабилизацию напряжения на уровне 150 В. Стабилизация напряжения необходима чтобы батарея конденсаторов C2 C3 и тиристор V6 не вышли из строя из-за перенапряжения. Цепочка V2 R2 необходима для выпрямления и согласования сигнала с датчика L2 с управляющим электродом тиристора V6. Данный коммутатор имеет ряд недостатков и слабых мест :

  • Максимальное рабочее напряжение конденсаторов C2 C3 составляет 160 В, а поскольку напряжение стабилизировано стабилитронами V2 V4 на уровне 150 В, конденсаторы работают на грани своих возможностей. Стабилитроны серии Д817 имеют погрешность 10%, поэтому риск выхода из строя конденсаторов C2 C3 довольно велик.
  • При длительной работе коммутатора сопротивление R6 сильно нагревается. В результате может оплавиться пайка или выгореть сам резистор.
  • Цепь между датчиком генератора и управляющим электродом тиристора V6 не содержит фильтра от помех и наводок, а так же защиты от перенапряжения (стабилизатора). В итоге – неустойчивая работа и вероятность отказа тиристора V6 на высоких оборотах.
  • На высоких оборотах двигателя емкость С2 С3 не успеет зарядиться – резистор R6 ограничит ток заряда конденсаторов .

Схема коммутаторов БКС 251.3734, БКС 261.3734 представлена на рисунке.

Все коммутаторы БКС содержат в себе две схемы: зажигания и освещения. Схема зажигания аналогична коммутатору КЭТ-1А, поэтому имеет те же недостатки . Правда в коммутаторах более поздних выпусков (начиная с конца 80-х) емкость С1 составляет 2,2 мкФ 250 В (как в 2МК211). Рассмотрим принцип действия схемы стабилизатора освещения . С обмотки освещения генератора L3 переменное напряжение напрямую поступает на контакт 02 выхода коммутатора (по схеме справа). Тиристор V5 закрыт. В момент когда напряжение обмотки L3 превысит заданное значение (14 В или 7 В ), тиристор V5 откроется замкнет обмотку L3 на землю. Это произойдет только при положительном полупериоде (относительно массы) на клемме 02. Цепь управления тиристором работает следующим образом: переменное напряжение выпрямляется диодным мостом V9 и подается на делитель напряжения R2 R3 R4. Соотношение R2 и R3+R4 определяет коэффициент деления. Сглаживающий конденсатор C3 обеспечивает стабильную работу схемы. Когда напряжение на участке R2 R3 превысит определенное значение, стабилитрон откроется, подав напряжение управляющий электрод тиристора . Для 12 В цепи освещения стабилитрон V7 Д814А (порог открытия 7,7 В), а для 6 В соответственно КС147А (порог открытия 4,7 В). Стабилитроны подобраны таким образом, чтобы напряжение на управляющем электроде не превышало 3 вольт , иначе тиристор быстро выйдет из строя. Поэтому при переделки коммутатора под другое напряжение необходимо заменить стабилитрон. Подбором резистора R3 выполняется подстройка напряжения на выходе коммутатора. Достоинством схемы является то, что напряжение с обмотки L3 не уменьшается когда тиристор V5 закрыт, поскольку он включен параллельно обмотке освещения. Это важно при работе двигателя на холостых оборотах .

Коммутатор БКС94.3734 предназначен для работы с генераторами ГМ-02.02, ГМ-03.02, Р71, 92.3702 . Основная особенность коммутатора — отсутствие искрообразование при реверсе генератора . ЦепочкаV2 R5 VT1 шунтирует сигнал с датчика L2 при вращении ротора в обратную сторону и при наличии ложного сигнала (датчики расположены внутри генератора ).

Блок БКС 70.3734 предшественник ковроского 2МК211. Блоки предназначены для генераторов с внутренним датчиком и практически не отличаются. Ниже представлены схемы коммутаторов БКС 1МК211 и БКС 70.3734.

Устройство блока БКС 70.3734 а так же топология печатной платы .

Схема зажигания немного отличается от КЭТ-1А. Указанные выше недостатки устранены . Цепь датчика содержит выпрямитель V6, фильтр R1 C4 С5, а так же стабилизатор напряжения R1 V3. Такой коммутатор более устойчив к наводкам и помехам в цепи датчика. Однако для форсированных моторов он не подойдет. Цепь освещения коммутатора аналогична БКС 261.3734.

Как повысить (лампы светят тускло) или понизить (лампы перегорают) напряжение из коммутатора. Если речь не идет о переделке 6В под 12В или наоборот, то необходимо подобрать сопротивление R3. Для начала нужно вскрыть корпус коммутатора, а именно удалить монтажную пену . Процесс довольно нудный, может занять 30-40 минут. Это легче сделать если предварительно нагреть корпус – облить кипятком из чайника или поставить в теплое место (например, на батарею). Далее нужно найти резистор R3 (на фото он выделен красным цветом).

Обратите внимание, что этот резистор припаян сверху к плате. Отпаяйте этот резистор и припаяйте переменный резистор (реостат) номиналом 200…1000 Ом с проводами 20…30 см. После чего поставьте коммутатор на мотоцикл и заведите его. Подстраивая переменный резистор, найдите его оптимальное положение – свет в фаре на холостых оборотах двигателя не должен мерцать а на высоких гореть не слишком ярко (перегорают лампы ) . После подстройки замерьте сопротивление мультиметром и подберите номинал резистора. Если значение получилось некратное номиналам, можно взять несколько резисторов, включив их последовательной цепочкой (сопротивления суммируются). Впаяйте сопротивления и залейте корпус монтажной пеной.

Как переделать 6 В коммутатор под 12В и наоборот. Для этой переделке потребуется полностью очистить корпус от пены и вытащить плату.

Удалите пену с обратной стороны платы.

Замените стабилитрон V7: для 12 В цепи Д814А (подойдет любой стабилитрон на 7…9 В), а для 6 В КС147А (подойдет любой стабилитрон на 4…5 В). На фото стабилитрон Д814А-1 выделен красным цветом.

Далее необходимо проделать все операции по подбору сопротивления R3 (см. выше). При желании можно вместо R3 впаять переменный резистор и вывести наружу подвижную часть рукоятки сопротивления, чтобы сразу залить коммутатор пеной и осуществлять регулировку «по месту».

Электронный коммутатор нагрузок

Иногда возникает необходимость в поочередной коммутации нескольких нагрузок электронными ключами вместо механического переключателя. Поиск в литературе привел к интересному схемотехническому решению, опубликованному в Радио №12 1989г.

Электронный коммутатор нагрузок работает следующим образом. При подаче питания конденсатор С1 начинает заряжаться через резистор R4. Низкое напряжение на конденсаторе С1 в первый момент времени устанавливает на выходе элемента DD1.4 лог. "0". На выходах элементов DD2.1, DD2.2, DD3.1 устанавливается лог. "1", на выходах DD1.1, DD1.2, DD1.3 также устанавливается лог. "1", на выходе элемента DD3.2 -лог. "0". Зажигается светодиод HL4, сигнализирующий о готовности устройства, но при этом ни одна нагрузка не включена. Чтобы включить, например, нагрузку Rн1, необходимо нажать кнопку SB 1. При этом на выходе элемента DD1.1 устанавливается лог. "0", на выходе элемента DD3.2 - лог. "1", и светодиод HL4 гаснет; на выходе элемента DD1.4 устанавливается лог. "1", так как С1 уже заряжен; на выходе элемента DD2.1 устанавливается лог. "0", на выходе элемента DD4.1 - лог. "0".

Светодиод HL1 зажигается и сигнализирует о включении нагрузки. Оптронный ключ VU1 открывает симистор VS1, а тот, в свою очередь, коммутирует нагрузку Rн1. Элементы микросхемы D4 используются как повторители с высокой нагрузочной способностью. При нажатии, например, кнопки SB3, в первую очередь выключится нагрузка Rн1, так как на выходе элемента DD1.3 устанавливается лог. "0", на выходе элемента DD2.1 - лог. "1", и нагрузка Rн1 отключается. На выходе элемента DD3.1 устанавливается лог. "0", на выходе элемента DD4.3 - тоже лог. "0", светодиод HL3 зажигается, и включается нагрузка Rн3.

Схемотехническое построение схемы исключает даже кратковременное включение двух нагрузок. Отключить любую из нагрузок можно нажатием кнопки SB4. При желании можно включать четвертую нагрузку, добавив в цепь светодиода HL4 цепь из оптоключа и симистора, аналогично рассмотренным выше цепям. Мощность коммутируемой нагрузки определяется только максимальным током примененного симистора. Таким образом, нажимая на слаботочную кнопку SB, можно коммутировать нагрузку от сотни ватт до нескольких киловатт.

Доработанная схема показана на рисунке.

Детали

Для питания схемы используется трансформатор с мостовым диодным выпрямителем и фильтром, с выходным напряжением 9 В. Напряжение питания микросхем стабилизируется микросхемой DA1 типа 7805. Указанные на схеме микросхемы можно заменить отечественными аналогами: 74LS08 - К555ЛИ1, 74LS10 -К555ЛА4, 7407 - К155ЛИ4, 7805 - КР142ЕН5А. Кнопки SB1-SB4 типа SWT2-7 можно заменить любыми отечественными.

По материалам журнала Радіоаматор.

Публикация: www.cxem.net

Смотрите другие статьи раздела .