Меню

Красные ворота архитектор. Красные ворота

Интерьер

История столичной площади Красные Ворота - память о военных и строительных победах России

Сквер у станции метро «Красные ворота» (Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look)

Площадь Красные Ворота — один из самых известных стличных топонимов, возникший задолго до того, как Москва сложилась в своих нынешних границах. Его история восходит к 1709 году, когда император Петр I распорядился возвести на Мясницкой улице у Земляного города (сегодняшний Земляной Вал) триумфальные ворота в честь победы русских войск в Полтавской битве. Именно эти невысокие (менее 10 м) деревянные ворота стали первой в России триумфальной аркой, которая за двести с небольшим лет несколько раз полностью перестраивалась.

Первая трансформация ворот связана с именем императрицы Екатерины I — в 1724 году по ее приказу на месте петровской арки была воздвигнута новая, тоже деревянная. Через десять лет постройка сгорела и была восстановлена уже во время царствования Елизаветы Петровны.


Российская Империя. Москва. Красные ворота, построенные по проекту архитектора Дмитрия Ухтомского в середине ХVIII века (из материалов Архитектурного музея СССР). Репродукция Фотохроники ТАСС (Фото: Фотохроника ТАСС)

В 1753-1757 годах ворота вновь были уничтожены в результате сильного пожара. Их увеличенную копию (постройка была на 26 м выше прежней), но уже в камне воссоздал главный архитектор Москвы Дмитрий Ухтомский, он же разработал проект новой площади, в центре которой возвышалась барочная триумфальная арка. Тогда же за триумфальными воротами закрепилось название Красных, то есть красивых.


Старая Москва. Красные ворота, архитектор Д.В.Ухтомский. /Репродукция Фотохроники ТАСС, 1954 год (Фото: Фотохроника ТАСС)

Ярко-красные ворота были декорированы лепниной, золотыми капителями, бронзовыми фигурами с изображением гербов губерний Российской империи, а также восемью статуями, которые олицетворяли собой Мужество, Верность, Изобилие, Бодрствование, Экономию, Постоянство, Меркурия и Милость. Арка была увенчана портретом Елизаветы Петровны и бронзовой статуей трубящего ангела.


Красные ворота. 1902 год (Фото: Фотохроника ТАСС)

В XIX веке Красные ворота трижды пытались снести, однако всякий раз у них находились защитники. Судьбу постройки Ухтомского решили большевики, постановившие снести арку, которая мешала проезду трамваев. В 1927 году при перепланировке Москвы по проекту Лазаря Кагановича Красные ворота были демонтированы и сохранились лишь в названии площади.


Станция метро «Лермонтовская» (ныне — «Красные Ворота»). 1985 год (Фото: Олег Иванов /Фотохроника ТАСС)

Под этой площадью в мае 1935 года в составе первого участка Сокольнической линии Московского метрополитена открылась станция «Красные Ворота» (в 1962-1986 годах — «Лермонтовская»), за которую архитектор Иван Фомин и конструктор Александр Денищенко в 1937 году получили Гран-при на Всемирной выставке в Париже. И сводчатый зал станции, выполненный из красного мрамора, и ее южный вестибюль, созданный по проекту архитектора Николая Ладовского, отсылают к образу триумфальных ворот Ухтомского.


Садово-Черногрязская улица. Вид на высотку у Красных Ворот. 1961 год (Фото: Наум Грановский/Фотохроника ТАСС)

В 1952 году рядом на площади была построена одна из семи сталинских высоток, созданная по проекту главного архитектора Центральной архитектурной мастерской МПС Алексея Душкина. Выбор не был случайным: высотка частично принадлежала Министерству путей сообщения (МПС), сотрудники которого впоследствии поселились в жилой части здания. Первоначальный проект Душкина и его соавтора Бориса Мезенцева мало походил на то, что мы видим сейчас, рассказывает внучка архитектора, историк и профессор МАРХИ Наталья Душкина.


Вместо остроконечного шпиля, которым увенчаны все сталинские высотки, здесь предполагалось установить шлемовидный купол — так распорядился Сталин. В результате дом походил на прижимистого богатыря в доспехах и шлеме — оммаж русскому воину, победившему в только что окончившейся войне. Однако впоследствии от этой идеи отказались из-за технической сложности замысла — «шлем» оказался слишком тяжелым для хрупкой конструкции здания. Тем более что его строительство в какой-то момент оказалось близко к краху в прямом смысле слова.


Южный вход на станцию метро «Красные ворота» (Фото: Николай Галкин/ТАСС)

В отличие от шести других высоток душкинское сооружение было связано с метро: здание возвышается прямо над станцией «Красные Ворота», которая до 1952 года имела только один, южный выход. Душкин настоял на строительстве второго выхода на противоположной стороне Садового кольца. Над наклонным спуском в метро находился тяжелейший каркас здания, перекрыть Каланчевскую улицу для строительства означало парализовать движение по основной городской трассе.


Высотное здание на площади Красных Ворот (Фото: Василий Шитов/ТАСС)

Тогда Душкин вместе с инженером-конструктором Виктором Абрамовым предложил заморозить грунт, а каркас здания строить с контркреном влево на 16 сантиметров. По их расчету, при оттаивании грунта здание будет постепенно опускаться, вследствие чего каркас выпрямится. Ничего подобного никто в мире тогда не делал (как не делал и после). Эксперимент завершился успешно, единственное, в чем просчитались архитекторы, оказались сроки: вместо запланированных двух-трех лет на выравнивание высотки ушло почти десять.

Конструктивистские дома-коммуны, сталинские высотки и многоэтажки 1970-х годов - не просто жилые здания, а настоящие городские символы. В своей рубрике « » The Village рассказывает о самых известных и необычных домах двух столиц и их обитателях. В новом выпуске мы узнали у москвички Аси Сосковой, как устроена жизнь в одной из семи «сталинских сестёр» - высотке на площади Красные Ворота. А краевед Денис Ромодин рассказал об истории строительства здания.

Фотографии

Яся Фогельгардт

АРХИТЕКТОРЫ: Алексей Душкин
и Борис Мезенцев

Административно-жилое здание на площади Красные Ворота

ПОСТРОЙКА: 1947–1951 годы

ВЫСОТА: 138 метров

ЖИЛЬЕ: 270 квартир






Денис Ромодин

Высотное здание на площади Красные Ворота расположено на одной из самых высоких точек Садового кольца. Построено оно к 1951 году по проекту архитекторов Алексея Душкина и Бориса Мезенцева и конструктора Виктора Абрамова. Это здание фактически является главным сооружением площади, не считая бывшего здания Наркомата путей сообщения. Весь комплекс высотки имеет П-образную форму и состоит из 24-этажной 138-метровой высотной части, которая предназначалась для Министерства транспортного машиностроения СССР, и 11-этажных жилых корпусов по краям от неё.

В первоначальных проектах архитектурное убранство здания тяготело к русскому и украинскому барокко. А боковые корпуса были асимметричными: левый корпус тематически соединялся с соседним бывшим доходным домом начала ХХ века, а правый имел скошенную часть на углу с Каланчёвской улицей. Но потом проект был преобразован, а фасады приобрели более сдержанное архитектурное оформление. В итоге получилось довольно интересное сооружение. Фасады высотной части отделаны не пустотелой керамикой, как у других высоток, а натуральным известняком, который добывали под Каширой в Белобродском карьере. Первые этажи облицованы красным гранитом. Из него же сделаны и стелы возле главного входа в административную часть - когда-то на них были интересные декоративные светильники, но в наше время они утрачены. Здание завершено пятиконечной звездой, выполненной из стали с заполнением стеклом.

Однако самое интересное происходило при строительстве комплекса. Высотное здание возводили одновременно с сооружением второго выхода из станции метро «Красные Ворота», расположенного в левом крыле здания. Впервые в нашей стране были искусственно заморожены плывунные грунты: в помещённых в скважины трубах циркулировал рассол хлористого кальция, температура которого колебалась от минус 20 до минус 26 градусов Цельсия. Сам фундамент будущей высотки специально возводился под наклоном - были проведены уникальные инженерные расчёты. Это было связано с обычными законами физики: замерзающая жидкость увеличивалась в объёмах. В итоге монтаж колонн центральной части высотки вели с заданным контркреном, но после оттаивания грунтов здание встало в вертикальное положение.




Ася Соскова, работает в коммуникационном агентстве: «Эту квартиру я снимаю уже девять лет. В 2006 году с хорошими квартирами было не очень, я пересмотрела кучу ужасных вариантов в разных концах Москвы и совершенно отчаялась. А потом вспомнила, что моя бывшая коллега, за несколько месяцев до того уехавшая из Москвы, оставила квартиру где-то в центре. Я особо не надеялась ни на что, но когда связалась с хозяйкой, то выяснилось, что квартира так и не сдана, потому что хозяйка не может найти жильцов, которые ей нравятся.

Это историческое здание, и, несмотря на то, что мне эта квартира не принадлежит, мне очень приятно, что я живу не в безликом доме. Ко мне всегда с радостью приходят в гости друзья - а те, кто в первый раз, ещё и с любопытством. Красивые лестницы, старые двери, очень интеллигентные соседи. Высокие потолки, конечно же! К этому так быстро привыкаешь, что теперь уже хочется жить только с такими. При этом планировка квартиры не очень удобная: узкий длинный коридор, маленькая узкая кухня с окном сбоку, но я не обращаю на это внимания. Мне нравится здесь жить. Я люблю проводить время дома, мне здесь хорошо и уютно. Я живу на четвёртом этаже, окна выходят во двор, внутри двора расположен детский сад. Шума с улицы почти не слышно, только детские голоса. Даже нет ощущения, что живёшь прямо у Садового. У меня маленький, но очень приятный балкон, на котором летом я выращиваю цветы, а ещё завтракаю и ужинаю.

Удобно, что метро прямо в доме. Я выхожу из подъезда, поворачиваю за угол - и всё. В любом случае это центр, то есть до всего близко и на метро, и на машине. В последнее время стало удобно пользоваться такси. Хотя район, честно говоря, спорный: близость трёх вокзалов сказывается. Нормальных продуктовых магазинов в пешей доступности нет. Есть круглосуточный прямо в доме, но там я покупаю только самое необходимое. Недавно в Орликовом переулке открылся небольшой приличный супермаркет. У ближайших «Азбук вкуса» теперь ещё и не припарковаться, а пешком далековато. Хотя я и хожу туда в крайних случаях. Но в районе Басманных улиц очень приятно гулять, сад Баумана рядом. Лефортовский парк - в получасе езды на велосипеде. Время у себя в районе я почти не провожу, хотя и мечтаю, как все, чтобы было, например, как на Патриках: вышел - и сразу тебе хороший кофе и хлеб свежий. Однако это есть на той же Покровке.

С парковкой, кстати, здесь очень интересная история. Улица вдоль дома (Красноворотский проезд. - Прим. ред.) вроде как входит в список платных - она должна была такой стать с 25 декабря прошлого года. Но, к счастью, не стала. Поэтому вечером всегда есть где оставить машину. Правда, мою машину пару месяцев назад эвакуировали прямо от подъезда, потому что стояла она, оказывается, на тротуаре, хотя это было и не так. А через пару дней совершенно случайно освободилось место на охраняемой парковке у дома за приемлемые 3 тысячи рублей в месяц, поэтому теперь я оставляю машину там.

Несколько лет назад я билась за то, чтобы убрали незаконно установленный шлагбаум, и старшие дома и подъезда меня за это ненавидели. Как и везде, у нас тоже есть активные жильцы, но мне кажется, что действуют они в своих интересах, а не в общественных. С соседями по подъезду мы здороваемся, болтаем в лифте. У меня бывают очень шумные гости и музыка, но ни разу никто не жаловался. Может быть, всё дело в толстых стенах и полах. Внучка архитектора Душкина живёт в нашем доме и иногда проводит здесь экскурсии. А ещё тут часто снимают кино: последний раз столкнулась с кучей проводов, освещения и съёмочной группой прямо выходя из своей двери - снимали у меня на лестнице. Во дворе тоже часто снимают, особенно летом.



Двухкомнатная квартира

62 м²

Трёхкомнатная квартира

95 м²

Четырёхкомнатная квартира

114 м²

Цена двухкомнатной квартиры

от 26 миллионов рублей 1

Аренда двухкомнатной квартиры

от 60 тысяч рублей в месяц 2





Разрушение старой Москвы началось не сегодня, хотя именно сегодня варварски уничтожаются последние - и потому самые ценные! - исторические памятники. Больше же всего в деле уничтожения Москвы постарались большевики, мечтавшие стереть с лица земли первую столицу России и на ее месте построить утопический Город коммунистического Солнца. И первой жертвой 3 июня 1927 года пали Красные ворота - Триумфальная арка, построенная по указу императора Петра Великого в честь победы в Полтавской битве.

Собственно, первая арка была деревянной, и в 1753 году ворота сгорели. И тогда Сенат распорядился на этом же самом месте возвести новые ворота — каменные, но в прежнем виде. Работу по восстановлению триумфальных Красных ворот поручили скульптору и архитектору Д. В. Ухтомскому. Выдающийся русский зодчий разработал проект новой площади, поместив в ее центре на возвышенности триумфальные ворота. В отличие от деревянных новые ворота представляли собой четырехгранное объемное сооружение, рассчитанное на круговой обзор со всех сторон площади. Ворота были расписаны под мрамор, позолочены и украшены 8 золочеными статуями, символизировавшими Мужество, Верность, Изобилие, Бодрствование, Экономию, Постоянство, Меркурия и Милость. Наверху ворот была бронзовая статуя Славы (Фамы), держащая в руках пальмовую ветвь и трубу.

За красоту и изящество по древнерусскому обычаю москвичи прозвали ее Красными воротами (кроме того, через арку проходила дорога на Красное село - ворота стояли поперёк нынешнего движения на Садовом кольце).

Во время большого московского пожара в 1812 году ворота обгорели. Правда, позже они были восстановлены.

Рядом с аркой виден дом Лермонтовых.

В последний раз Красные ворота ремонтировались уже при Советской власти, в 1926 году. И в конце того же года значились в списке, составленном отделом коммунального хозяйства Моссовета, в числе зданий, подлежащих сносу! Мотивировка была стандартной по тем временам: «...ввиду узости места для проезда транспорта».

Оказывается, именно здесь должен был пройти циклопический проспект Дворца Советов, который рассекал город от предполагавшегося в Измайлове стадиона через Стромынку, Комсомольскую площадь и далее — через обреченную на снос нечетную сторону улицы 25-го Октября (бывшую Никольскую), через почти полностью уничтожаемые Волхонку и Остоженку на Комсомольский проспект и Юго-Запад.

На защиту городской достопримечательности поднялась общественность Москвы. За сохранение Красных ворот выступили архитектор А.В. Щусев, художник А.М. Васнецов, академик, секретарь АН СССР С.Ф. Ольденбург, Московское архитектурное общество. 10 января 1927 года Наркомпрос РСФСР обратился в Президиум ВЦИК с просьбой приостановить постановление о сносе. В письме говорилось, что Красные ворота «являются единственными в своем роде не только во всесоюзном, но и в мировом масштабе... Указание Моссовета на помеху для движения... представляется неубедительным, так как центр площади всегда не используется».

6 апреля Московский отдел народного образования направил в Моссовет просьбу о включении Красных ворот «в список памятников на учете». 16 апреля пришел ответ: «...Надобности о включении Красных ворот в список памятников нет».

Вскоре ворота были снесены.

Некоторые декоративные украшения Красных ворот сохранились в филиале Музея архитектуры имени А.В. Щусева (бывшем Донском монастыре) и в Музее истории города Москвы. До наших дней дошли чертежи ворот, составленные в 1932 году архитектором С.Ф. Кулагиным по ранее выполненным обмерам. Увы, это все, что уцелело от великолепного памятника архитектуры стиля барокко — знаменитых Красных ворот».

Та же участь постигла в 1928 и церковь Трёх Святителей у Красных ворот. В 1814 году в этом храме был крещён М.Ю.Лермонтов. Придворный поэт Демьян Бедный радостно писал:

"У "Николы" сшибли крест -
Стало так светло окрест!
Здравствуй, Москва новая,
Москва новая - бескрестовая!"

Снесли и дом, где родился Лермонтов - на его месте было построено высотное административно-жилое здание, на нижнем этаже которого был устроен северный выход из метро Красные ворота. Основной же выход из метро Красные ворта был сооружён в 1935 году архитектром Н.А.Ладовским как раз на месте разобранных Красных ворот.

В послевоенные годы по всей нашей стране были развернуты грандиозные стройки. Разрушенные города отстраивались заново, а в наименее пострадавших возводились самые настоящие символы великой победы над фашизмом. Вычурные здания с богатым декором фасадов, выполненные в стиле сталинский ампир, и сегодня есть во многих населенных пунктах России. Особенно много их в Москве, и наиболее знамениты среди них «семь сестер» - первые советские небоскребы. В их число входит и административно-жилая высотка на Красных воротах.

Небоскребы товарища Сталина

С московскими небоскребами, построенными при И. Сталине, связано множество разнообразных легенд. Согласно одной из них, высоток должно было быть не 7, а 8. Торжественные церемонии закладки первого камня проводились одновременно для всех спроектированных зданий. Дата и даже точное время для этих мероприятий было выбрано не случайно - в тот день Москва отмечала свой 800-й день рождения.

Некоторые мистики утверждают, что закладка первых камней сооружений проводилась на основании астрологических расчетов. Как бы там ни было, высотка на Красных Воротах и еще 6 похожих зданий были заложены 7 сентября 1947 года. Для строительства небоскреба была выбрана самая высокая точка Садового кольца. Благодаря этому гениальному решению здание визуально выглядит еще более масштабным и величественным.

Описание и архитектурные особенности

Главные архитекторы проекта - А.Н. Душкин и Б.С. Мезенцев. Дом был введен в эксплуатацию в 1953 году. Высотка на Красных воротах состоит из трех изолированных друг от друга корпусов. Центральная башня имеет 24 этажа и увенчана шпилем. К ней по бокам примыкает два симметричных крыла высотой по 10-15 этажей. Попасть из одного корпуса в другой можно только через общий подвал. Небоскреб, как и другие здания из «семи сестер», отличается выраженной ступенчатой планировкой.

Величие геометрических форм подчеркнуто вертикальными пилястрами, идущими через весь нижний ярус здания. Фасад украшен крупным гербом СССР и другими барельефами с советской символикой. Согласно одной из версий, в первоначальном проекте небоскреб не имел шпиля со звездой. Этот элемент появился исключительно по желанию самого товарища Сталина. Быть может, это только красивый миф, но сегодня сложно представить легендарные сталинские высотки без ярких звезд.

Общая высота здания - 138 метров. В центральной башне разместилось Министерство транспортного строительства СССР. Жилые квартиры заняли выдающиеся работники этой и других организаций, а также заслуженные врачи и учителя.

Тайна постройки дома на Садовой-Спасской

В левом крыле легендарного здания находится выход со станции метро «Красные ворота». Эта особенность потребовала проведения сложнейших инженерных расчетов и применения инновационных технологий при строительстве. Часть возводилась непосредственно над котлованом станции метро. Во избежание обрушения постройки на время ее строительства часть грунта была искусственно заморожена. Но даже это смелое решение не предотвратило бы последующую усадку здания.

Высотка на Красных воротах строилась с наклоном. А после естественной усадки грунта здание отклонилось и приняло правильное положение. Эта технология была очень смелой и рискованной для своего времени. Впоследствии она более не применялась.

Чем отличается небоскреб на Красных воротах от своих "сестер"?

Садовая-Спасская 21/1 - это адрес одного из сталинских небоскребов, известного больше как дом на Красных воротах. Стоит заметить, что данная высотка отличается по многим параметрам от других шести зданий. Данный небоскреб является самым низким среди 7 "сестер". Но благодаря выгодному местоположению дома, эта разница визуально не заметна.

Сталинская высотка на Красных воротах не может похвастаться богатым внутренним убранством. В ее вестибюлях нет театральных люстр и мозаик. Все достаточно просто для дома такого масштаба, но со вкусом и умеренным лоском. Квартиры преимущественно двух- и трехкомнатные, отличающиеся небольшим количеством квадратных метров и неудобной планировкой. Зато счастливые новоселы могли наслаждаться высокими потолками, деревянным паркетом и типовой мебелью, идеально подходящей для размеров помещения.

Что примечательно, в большинстве квартир было предусмотрено специальное помещение для домработницы. Есть в знаменитой высотке и небольшое количество шикарных пятикомнатных апартаментов. Когда-то их занимали министры и прочие высокие чиновники.

Высотка на Красных воротах: история и наши дни

Для своего времени дом на Садово-Спасской отличался идеально продуманной инфраструктурой. В одном из жилых корпусов небоскреба располагался детский сад. Здание имеет подземную парковку. В подвалах высотки обстроены бомбоубежища со всем необходимым на случай экстренной эвакуации.

Если верить легендам, есть под сталинским небоскребом даже бассейн с большим запасом чистой воды. Адрес Садовая-Спасская 21/1 сегодня можно встретить во многих туристических буклетах.

Какова же современная судьба легендарного здания? В центральной башне сегодня по-прежнему располагается Министерство транспортного машиностроения, корпорация «Трансстрой», Московская валютная биржа, банк, а также ряд прочих организаций. Боковые корпуса занимают жилые квартиры, а на первых этажах открыты различные магазины и офисы.

Как добраться и можно ли попасть на экскурсию внутрь?

Где находится сталинская высотка на Красных воротах? Адрес легендарного дома: Садовая-Спасская улица, 21. Проще всего добраться сюда на метро. Ехать необходимо до станции «Красные ворота», северный выход с которой находится непосредственно в интересующем вас здании. Попасть в центральный корпус достаточно сложно - в здании серьезный охранно-пропускной режим. А вот в жилые корпуса пускают гостей, а иногда некоторыми из старых жильцов даже организуются частные экскурсии.

Название этой площади напоминает о триумфальных воротах, которые были возведены здесь в 1709 году по случаю встречи русских войск, возвращавшихся после Полтавской победы.

Триумфальная арка тогда так восхитила москвичей своей красотой, что ее прозвали Красными (красивыми) воротами, хотя официально она именовалась Триумфальными воротами на Мясницкой улице у Земляного города.

Вплоть до конца XVII века, здесь, по обе стороны от Земляного вала (ныне – Садовое кольцо), находились огородные слободы. Внутри города – дворцовая огородная слобода с церковью Харитония в Огородниках, снаружи, за валом, - огороды Вознесенского монастыря. Ближайшая проездная башня Скородома (деревянные стены с башнями, возведенные в XVI веке вокруг Земляного города) находилась в районе Старой Басманной, но местные жители проложили здесь себе прямой путь, пробив так называемые проломные ворота. И уже Петр I ездил в Преображенское и Немецкую слободу по новой дороге: через Никольскую, Мясницкую и проломные ворота по улице, получившей название Новой Басманной. Тогда же и огородная слобода перестала быть таковой, т.к. поселились тут офицеры потешных и солдатских полков и превратилась в Капитанскую.

21 декабря 1709 года русская армия-победительница торжественно вступила в Москву. Шествие растянулось на несколько верст, в середине – сам Петр I, рядом – генерал-фельдмаршал Меншиков и командир Преображенского полка князь Долгорукий. На всем пути войска приветствовал простой народ, бросали ветки и венки, а само шествие прошло под семью арками, «вышину и пышность которых», по воспоминаниям датчанина Ю. Юста, описать было невозможно. Украшены арки были золотом, эмблематическими картинами, покрытыми надписями.

Триумфальную арку на Земляном валу московские купцы ставили за свой счет. В 1721 и 1727 годах деревянные ворота поновляли. А в 1742 году по случаю коронации (торжественный кортеж из Лефортово в Кремль должен был проехать через арку) их перестроили по проекту архитектора М. Земцова. Тематическое оформление 1742 года – прославление знаний, искусств, промышленности и торговли. Однако в засушливый май 1748 года ворота сгорели. И в декабре 1752 года архитектору Д.В. Ухтомскому поручено было поставить «вновь такие же ворота и на том же месте». Он поставил арку уже каменную, под мрамор. Красными (по цвету) ворота все же, по мнению исследователей, стали позже, уже в XIX веке, когда древний смысл слова стал забываться. Именно такими они и встретили революцию, были отреставрированы и побелены в 1926 году и практически тут же снесены по постановлению Моссовета, «ввиду узости места для проезда транспорта». Тогда же была снесена и стоящая поблизости церковь Трех Святителей.

Правда, снести ворота пытались и в XIX веке. Так, известно, что в 1860-е годы «Комиссия о пользах и нуждах общественных» при Московской городской Думе тайно продала ворота на слом почтамтскому чиновнику Миляеву за 1500 рублей, но как только об этом стало известно, продажа была запрещена. Комиссия в 1873 году еще раз попыталась поднять вопрос о сломе, но Дума вновь отвергла это предложение. Больше на ворота не покушались.

Но не только Красными воротами памятна нынешняя площадь. В ночь со 2 на 3 октября (с 14-го на 15-е по новому стилю) 1814 года в несохранившемся доме генерал-майора Толя у Красных ворот родился . «Октября 2-го в доме господина покойного генерал-майора и кавалера Федора Николаевича Толя у живущего капитана Юрия Петровича Лермонтова родился сын Михаил. Молитствовал протоиерей Николай Петров, с дьячком Яковом Федоровым. Крещен того же октября 11 дня». На приезде в Москву еще в августе 1814 года настояла бабушка М.Ю. Лермонтова – Елизавета Алексеевна Арсеньева, т.к. очень беспокоилась о здоровье дочери Марии Михайловны. Крещен младенец был в церкви Трех Святителей у Красных ворот (снесена в 1928 году), по другим же данным – прямо в доме. Считается, что семья Лермонтовых перезимовала в Москве, а в апреле 1815 года переселилась в имение Е. А. Арсеньевой - село Тарханы, Чембарского уезда, Пензенской губернии.

Дом, где родился поэт, снесли в самом конце 1930-х со словами «есть у нас люди и познаменитее Лермонтова», мемориальная доска, установленная к столетию рождения поэта, теперь хранится в доме-музее М.Ю. Лермонтова, в 1964 году на высотке рядом появится новая мемориальная доска, отмечающая теперь уже только место, а в 1965 году в сквере будет установлен памятник поэту (тот самый, про который Косой из фильма «Джентльмены удачи» произносит бессмертное: «Кто ж его посадит? Он же памятник!») работы скульптора И.Д. Бродского.

В 1933-1934 годах архитектор , проектируя , воплотил воспоминания об арке, наземный вестибюль также напоминает нам об утраченном.

Площадь же Красных ворот в 1941 году, в связи со столетием со дня гибели поэта, переименовывали в Лермонтовскую, но горожане по-прежнему называли площадь Красными воротами. В итоге имя Лермонтовской досталось скверу и площади за пределами Садового кольца, а площади на внутренней стороне, возле вестибюля метро, в 1994 году вернули прежнее название. Домов на этой площади не числится.