Меню

Как выглядел собакевич в мертвых душах. Характеристика Собакевича, героя поэмы Гоголя «Мертвые души

Сантехника

Меню статьи:

Все помещики, описанные Гоголем в поэме «Мертвые души», обладают своим неповторимым характером в рамках произведения, но в целом обличают один из типов помещиков современной автору России.

Внешность

Внешность Собакевича далека от типичной, изощренной и деликатной. По описанию Гоголя, Создатель не сильно утруждался, создавая его – он не применял «никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчиков и прочего, но просто рубил со своего плеча: хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказав: «Живет!».

Лицо его было круглым, широким и очень не привлекательным, похожим на молдаванские тыквы. Цвет был также не самым нежным и приятным – типично, лицо Собакевича было красного цвета, что напоминало Чичикову «медный пятак».

Дорогие читатели! Предлагаем вашему вниманию в повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба”.

Собакевич отличался крепкой комплекцией – он был высоким человеком, с широкой «лошадиной» спиной. Ноги его были похожи на тротуарные колоны – большие и нескладные. Ступни его, соответственно, также были «исполинского размера». Чичиков с удивлением отмечает, что сейчас редко встретишь такого человека – богатыри уже почти все выродились. Не удивительно, что при такой комплекции Собакевич не отличался грациозностью и был больше похож на слона в посудной лавке – помещик то и дело шаркал ногами и наступал окружающим на ноги.


В то время, когда природа обделила Собакевича наружной привлекательностью, она щедро наградила его здоровьем – «скорее железо могло простудиться и кашлять, чем этот на диво сформованный помещик».

Занятия Собакевича

Все помещики, описанные Гоголем в поэме «Мертвые души», обладают своим неповторимым характером в рамках произведения, но в целом обличают один из типов помещиков современной автору России.. Для него обычное дело – работа на ровне со своими крестьянами. Делает Михаил Семенович это не потому, что не доверяет своим крестьянам, как, например, Плюшкин, или думает, что без него они будут работать плохо, а потому, что не видит ничего зазорного в физическом труде. Для Собакевича это естественное занятие.

Среди прочих привязанностей помещика следует отметить особую любовь к еде. Собакевич очень любит вкусно поесть. Однако в понимании этого помещика вкусная еда и необычная, деликатесная – разные понятия. Собакевич с отвращением рассказывает о поедании лягушек и устриц, употреблении субпродуктов. Для него лучшим вариантом еды выступает исконно русская кухня. Обычное потребление еды превращается у Собакевича в пиршество, обличая присутствовавший «культ еды»: « У меня когда свинина – всю свинью давай на стол, баранина – всего барана тащи, гусь – всего гуся! Лучше я съем двух блюд, да съем в меру, как душа требует. – Собакевич подтвердил это делом: он опрокинул половину бараньего бока к себе на тарелку, съел все, обгрыз, обсосал до последней косточки».



Собакевич далек от самообразования и искусства – все атрибуты «культурного» развития в его доме, как, например, картины – выглядят комично, заметно, что они размещены, потому, что «так модно» и так «принято», а не потому, что владельцы их интересуются определенным видом искусства.

Ум Михаила Семеновича активно занят способами заработать. Он усиленно работает с целью получить приличный доход. Предложение Чичикова о продаже мертвых душ Собакевич воспринимает спокойно, как будто это самое обычное дело, подобное продаже пшеницы.

Поместье и деревня Собакевича

Поместье и деревня Собакевича выглядит подобно его хозяину – крепкой, надежной и совершенно лишенной эстетики. Все постройки Собакевича (даже колодцы и заборы) сделаны из очень крепкого дерева, они массивны и лишены каких-либо украшений. «Деревенские избы мужиков тоже срублены были на диво: не было кирпичных стен, резных узоров и прочих затей, но все было пригнано плотно и как следует». Собакевич считает, что постройки должны выполнять хорошо свою основную функцию – защищать от ветра, холода и дождя, они должны быть достаточно прочными и удобными в эксплуатации, при этом им совершенно не обязательно быть красивыми и утонченными.

Дом помещика выглядит также необычно и комично. Чичикову он напоминает дом для военных поселений: массивный и грубый.

Разглядывая господский дом, Чичиков отмечает, что процесс его постройки – это был продукт активных пререканий педанта-архитектора и Собакевича: некоторые окна в доме были заложены и переделаны в маленькие, вместо традиционных четырех колон было только три – «зодчий хотел симметрии, хозяин – удобства» и поэтому после постройки дома Собакевич все сделал по-своему.

Парадоксы образа

В поэме Гоголь неоднократно обращает внимание читателей на том, что Собакевич – это «вылитый медведь».

Дорогие читатели! Предлагаем вашему вниманию в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”.

Внешне помещик очень похож на этого зверя, его походка такая же косолапая, он также неуклюж и время от времени проявляет небывалую ловкость, подобно дрессированным медведям. В добавок к этому, одежа его также была коричневая, как шкура медведя – «Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны».

В доме все предметы интерьера также роднят помещика с образом этого зверя, даже дрозд и тот Чичикову напоминает медведя.

Павел Иванович при этом неоднократно делает замечания в сторону Собакевича подобного рода: «медведь! совершенный медведь! Нужно же такое странное сближение: его даже звали Михайлом Семеновичем».

Однако при этом упускается сходство этого помещика с еще одним животным – собакой. Как известно, в поэме Гоголь широко использовал систему символических имен и фамилий. Исходя из этих данных, фамилия Михаила Семеновича должна наталкивать читателя на восприятия этого помещика не только как символического «медведя», но и как символического «пса». Сам помещик также указывает на этот факт в своей речи: «нрав такой собачий: не могу не доставить удовольствия ближнему».

Другими словами, парадокс Собакевича заключается в том, что в его образе уживается два символа – медведя – большого, сильного и неуклюжего и собаки – лающей на всех.

Отношение к окружающим

Собакевич, со всей своей «собачьей» отдачей вступает в коммуникацию с людьми. Он редко хорошо отзывается о людях, особенно о других помещиках и дворянах. Бесцеремонно Михаил Семенович отмечает, что все вокруг жадины и дураки. По его мнению, даже самые воспитанные и умные люди уезда, если хорошо разобраться, сущие глупцы. Они мало что понимают в ведении хозяйства, готовы расточать свои силы и финансы на пустяковые занятия.
Собакевич никогда не церемонится в характеристиках. Так, например, он открыто называет малознакомому Чичикову Плюшкина мошенником и собакой, критикует французскую кухню и гастрономические вкусы губернатора, утверждает, что его повар готовит кошек и выдает их за кроликов.

У Михаила Семеновича нежные, насколько это возможно при натуре Собакевича, отношения с женой Феодулией Ивановной – помещик называет свою жену «душечкой» и не забывает похвалить ее за вкусный обед.

Хорошие отношения у Собакевича сложились и с его крепостными. Помещик знает всех своих крестьян по именам, отзывается как об умелых работниках.

Таким образом, Собакевич кажется своеобразным помещиком – в то время как большинство людей стремятся облагородить свой интерьер, он лишает напрочь его любой красоты и гармонии. В то же время он – человек сложный в плане коммуникации – ему непросто сходиться с другими людьми, так как он в первую очередь видит в окружающих недостатки (если, конечно, это не представитель его семьи). При этом Собакевич – хороший помещик, он заботится о том, чтобы его крепостные были сыты и обеспечены необходимым для жизни минимумом.

Образ Собакевича в поэме “Мертвые души”: описание внешности и характера в цитатах

5 (100%) 6 votes

Искусство и развлечения

Характеристика Собакевича, героя поэмы Гоголя «Мертвые души»

25 апреля 2014

Замысел поэмы «Мертвые души», ставшей бессмертной, подарил Николаю Васильевичу Гоголю поэт Александр Сергеевич Пушкин. Создание произведения - это главная миссия, которую должен был исполнить Гоголь. Так считал сам писатель. В планах Гоголя значилось сочинение трех томов поэмы (по подобию Ад, Чистилище, Рай). Был написан и издан только первый том произведения. Только он и дошел до читателя. Печальная участь второго тома и причины, ее породившие, до сего времени остаются загадкой. Современные филологи в своих трудах пытаются разгадать тайны, связанные с написанием произведения. С этой целью тщательно изучаются и анализируются образы, созданные в поэме, дается характеристика Собакевича, Манилова, Коробочки и других главных персонажей.

Галерея образов поэмы

В поэме «Похождения Чичикова, или Мертвые души», а именно под таким заголовком произведение было издано впервые, представлена целая галерея образов - разных типов людей и даже неодушевленных предметов. Используя такой прием, Гоголь мастерски изображает уклад жизни России XIX века.

Он показывает общие черты - невежество чиновников, произвол властей, тяжелую участь народа. Вместе с тем в поэме ярко представлены характеры отдельных персонажей, их индивидуальные особенности.

Например, образ Собакевича, Плюшкина, Коробочки, Ноздрева, Манилова, Чичикова дает возможность читателю понять, что герои являются типичными представителями определенной эпохи, хотя каждый несет что-то свое, индивидуальное, отличное от других. Появления персонажей поэмы у Гоголя не являются случайными моментами. Их представление читателю подчинено определенному порядку, что является очень важным для раскрытия общего замысла произведения.

Владения Собакевича

Михаил Семенович Собакевич в поэме «Мертвые души» в галерее образов предстает перед читателями четвертым по счету персонажем. Знакомство с ним начинается задолго до появления самого героя.

Взору Чичикова открывается большая деревня с крепкими и основательными постройками. Дом самого помещика как будто был определен «на вечное стояние». Постройки, принадлежавшие крестьянам, тоже удивили Чичикова своей надежностью и добротностью.

Сразу видно, что внешняя сторона строений, их эстетичность совершенно не волнуют хозяина. Важна лишь функциональность, практическая выгода того, что его окружает.

В описании пейзажа нужно обратить внимание на леса, которые окружают деревню. С одной стороны был лес березовый, а с другой - сосновый. Это тоже указывает на хозяйственность владельца усадьбы. Гоголь сравнивает лес с крыльями одной и той же птицы, но одно из них светлое, а другое темное. Возможно, это указание на характер персонажа. Так Гоголь готовит читателя к восприятию непростого образа помещика Собакевича.

Внешний облик героя

Описание Собакевича, его внешние характеристики Гоголь дает в сравнении с животными и неодушевленными предметами.

Это средней величины неуклюжий медведь. Он двигается, наступая на чьи-нибудь ноги. Его фрак медвежьего цвета. Даже имя, Михайло Семенович, вызывает у читателя ассоциацию с животным.

Сделано это Гоголем совершенно не случайно. Характеристика Собакевича, описание его внутреннего мира начинается именно с восприятия внешности персонажа. Ведь мы в первую очередь обращаем внимание именно на такие особенности.

Цвет лица Собакевича, который был каленым, горячим, как у медного пятака, тоже указывает на какую-то прочность, незыблемость характера.

Описание интерьера и образ героя поэмы

Интерьер комнат, где жил Собакевич, необычайно схож с образом хозяина. Здесь кресла, стол, стулья были такие же неуклюжие, громоздкие, тяжелые, как и он сам.

Читатель, ознакомившись с описанием внешности героя, его окружения, может предположить об ограниченности духовных интересов, о чрезмерной приближенности его к миру материальной жизни.

Что отличает Собакевича от других помещиков

Внимательный читатель обязательно замечает эту разницу. Образ помещика Собакевича, имея много общих черт с другими персонажами поэмы, в то же время сильно отличается от них. Это вносит некое разнообразие.

Помещик Собакевич не только сам любит надежность и крепость во всем, но и своим крепостным крестьянам дает возможность жить основательно и твердо стоять на ногах. В этом проявляется практическая хватка и деловитость этого персонажа.

Когда состоялась сделка с Чичиковым по продаже мертвых душ, Собакевич собственноручно написал список своих усопших крестьян. При этом он помнил не только их имена, но и ремесла, которыми владели его подчиненные. Каждого из них он мог описать - назвать привлекательные и негативные стороны характера человека.

Это указывает на то, что помещику небезразлично, кто живет в его деревне, кем он владеет. В нужный момент он воспользуется качествами своих людей, конечно, с пользой для себя.

Он совершенно не приемлет чрезмерную скупость и осуждает за это своих соседей. Так Собакевич говорит о Плюшкине, который, имея восемьсот душ крепостных крестьян, питается хуже пастуха. Сам же Михайло Семенович угодить своему желудку очень рад. Чревоугодие, пожалуй, является его главным делом в жизни.

Заключение сделки

Это интересный момент в поэме. Момент заключения сделки, связанной с покупкой мертвых душ, многое рассказывает о Собакевиче. Читатель замечает, что помещик умен - он с полуслова понимает, чего хочет Чичиков. Снова на первый план выходят такие черты, как практичность и стремление все делать с выгодой для себя.

Кроме того, в этой ситуации проявляется прямолинейность Собакевича. Иногда она переходит в грубость, невежество, цинизм, что является настоящей сущностью персонажа.

Что настораживает в описании образа героя

Характеристика Собакевича, некоторые из его поступков, высказываний заставляют читателя насторожиться. Хотя многое из того, что делает помещик, на первый взгляд, кажется достойным уважения. Например, стремление к тому, чтобы крестьяне твердо стояли на ногах, вовсе не указывает на высокую духовность Собакевича. Это делается лишь с выгодой для себя - с крепкого хозяйства подданных всегда есть что взять.

О городских чиновниках Собакевич говорит, что они мошенники, «христопродавцы». И это, скорее всего, является правдой. Но все сказанное не мешает ему иметь какие-то выгодные дела и взаимоотношения с этими мошенниками.

Настораживает читателя и то, что ни об одном человеке, с кем знаком Собакевич, с кем дружит, если это можно назвать так, он не сказал ни одного доброго слова.

Его отношение к науке, образованию резко отрицательно. А людей, которые занимаются этим, Михайло Семенович перевешал бы - так они ему ненавистны. Это связано, наверное, с тем, что Собакевич понимает: образование способно поколебать сложившиеся устои, а это невыгодно помещику. Отсюда и вытекает его тяжеловесность и устойчивость взглядов.

Мертвенность души Собакевича

Характеристика Собакевича со всеми ее положительными и отрицательными моментами позволяет сделать главный вывод: помещик Михайло Семенович мертв так же, как его соседи, чиновники из города, авантюрист Чичиков. Читатель это явно понимает.

Имея сложившийся характер, образ жизни, Собакевич и его соседи не допустят каких-то перемен вокруг себя. Зачем им это? Чтобы меняться, человеку нужна душа, а у этих людей ее нет. Гоголю ни разу не удалось заглянуть в глаза Собакевича и других персонажей поэмы (кроме Плюшкина). Этот прием еще раз указывает на отсутствие души.

О мертвенности персонажей свидетельствует и то, что очень мало автор рассказывает о родственных связях героев. Складывается впечатление, что все они взялись ниоткуда, у них нет корней, значит, нет и жизни.

Помещик Собакевич – очень колоритный персонаж «Мертвых душ» Гоголя, внешне напоминающий медведя своей неуклюжестью, массивностью и склонностью к чревоугодию. Французским деликатесам в виде лягушачьих лапок или устриц он предпочитает половину бараньего бока или целого осетра. При этом Собакевич гордится своим русским богатырским желудком, способным переварить любую пищу, да еще в огромном количестве. Над диетами французов и немцев он открыто насмехается, и характеристика Собакевича уже проявляется достаточно ярко в этом эпизоде. После обеда у Михаила Семеновича скупающий у помещиков мертвые души Чичиков чувствует себя потяжелевшим на целый пуд.

Гостя поражает тот факт, что всем окружающим помещки Собакевич дает только отрицательные характеристики: губернатор у него чуть ли не разбойник с большой дороги, прокурор свинья, а сосед Плюшкин собака. Вот где проявляется весьма ярко характеристика Собакевича в "Мертвых душах" Николая Гоголя .

Беседа Собакевича с Чичиковым

По характеру Собакевич настолько невозмутим, что на удивительное предложение Чичикова продать ему мертвых душ даже бровью не ведет, сразу же начинает торговаться, запросив непомерно высокую цену – 100 рублей за душу. Если вспомнить визит Чичикова к Коробочке , то Настасья Петровна в аналогичной ситуации от изумления даже выпучила глаза.

Торгуется он с кулацким размахом, но цена за душу в итоге снижается до двух с полтиной рублей. Такое поведение свойственно расчетливой и прижимистой натуре Собакевича.

Еще говоря о характеристике Собакевича отметим, что он не отличается тонкой душевной организацией, гибкостью ума и тягой к просвещению, зато он крепкий хозяйственник, владеющий большой обустроенной деревней. Сам он живет в добротном доме с мезонином и у его крестьян крепкие и прочные дома. В хозяйстве Михаила Семеновича везде и во всем прослеживаются порядок и достаток. Вы также можете прочитать цитаты из поэмы «Мертвые души» , в которых упоминаются слова помещика Собакевича.

Собакевич любит все крепкое, пусть и незатейливое с виду. Громоздкие и прочные предметы мебели, окружающие Михаила Семеновича, как бы говорят, что они тоже Собакевичи.

Из представленных Николаем Гоголем галереи помещиков в "Мертвых душах" Собакевич является наиболее положительным и наименее пошлым литературным героем, несмотря на всю свою приземленность.

План

1. Введение

2.Внешний вид Собакевича

3.Образ жизни и окружающая обстановка

4.Образ мыслей

5.Заключение

В бессмертном произведении Н. В. Гоголя "Мертвые души" была развернута широкая картина русской жизни. Особое место в нем занимает галерея собирательных образов помещиков, которых поочередно посещает главный герой. О том, что изображенные персонажи взяты прямо из жизни свидетельствует шквал критики со стороны помещиков, обрушившийся на писателя после публикации поэмы. Н. М. Языков писал об этой критике: "...вот ясное доказательство того, что портреты их списаны... верно и что подлинники задеты за живое!". Многие узнали себя в колоритной фигуре Собакевича.

Первое, что бросается в глаза при взгляде на Собакевича, - его удивительное сходство с медведем, поразившее Чичикова. "Не ладно скроен, да крепко сшит" - поговорка, которую с полным правом можно применить по отношению к этому помещику. Собакевич обладает медвежьей походкой, постоянно наступая на чьи-либо ноги. Вдобавок его шея совершенно не ворочается. Грузному помещику приходится поворачиваться всем корпусом.

Собакевич не имеет никакого понятия о красоте или симметрии. Главное его требование к окружающим предметам - прочность и долговечность. Чичиков отмечает это, находясь у него в гостях. Неуклюжесть заметна не только в барском доме, но и во всех деревенских постройках. Отсутствуют традиционные народные резные украшения. При строительстве используются бревна, которые с успехом пошли бы на корабельные мачты.

Чичикова поражают картины в доме Собакевича, на которых изображены такие же массивные, добротно сколоченные полководцы. В конце концов у него возникает ощущение, что каждый предмет в доме помещика говорит: "И я тоже Собакевич!". Вполне естественно, что при таком физическом сложении Собакевич любит сытно поесть. Еда представляет для него одну из главных радостей в жизни. Непомерные размеры подаваемых кушаний вновь поражают Чичикова.

Главная отличительная особенность мышления Собакевича - практичность и тотальное недоверие. Обо всех знакомых он отзывается резко отрицательно: "мошенники", "свинья", "дурак" и т. д. Может показаться, что это крайне ограниченный и недалекий человек. На за внешней глупостью скрывается очень хитрый изворотливый ум. Чичиков был неприятно удивлен, когда в ответ на его туманные рассуждения Собакевич сам предложил продать ему мертвые души. Еще большее удивление он испытал, услышав о предполагаемой цене - сто рублей. Собакевич, естественно, назвал максимальную сумму с целью "прощупать" покупателя. Чичиков был абсолютно уверен, что его афера не может быть никем разгадана. Но на его справедливое замечание, что мертвые души бесполезны, Собакевич резонно возражает: "Да вот вы же покупаете". Дальше он туманно намекает Чичикову, что такого рода операции не вполне законны. В конце концов Собакевич добивается от Чичикова поднятия цены с восьми гривен (80 копеек) до двух с половиной рублей. Видно, не так уж прост неуклюжий медведь. Дальнейшие переговоры очень комичны, но также подтверждают прирожденную хитрость Собакевича. Он добивается от Чичикова задатка, при написании расписки прижимает деньги рукой, а потом еще с сожалением замечает, что "бумажка-то старенькая!".

Чичиков в сердцах называет Собакевича "человек-кулак". Это определение как нельзя лучше подходит к этому персонажу. Крепкий, обладающий отменным здоровьем помещик может сперва показаться недотепой, недалеко ушедшим от простого мужика. На самом деле Собакевич уверенно и твердо ведет свое хозяйство. Он не упустит ни одной копейки и сам постарается обмануть любого. Собакевич верит только себе, объявляя всех окружающих "мошенниками". Это обстоятельство наводит на грустную мысль: в сущности, все помещики на Руси думают о том же.

Внешность Михаила Семеновича соответствует его имени - это был крепкий, большой, как медведь, мужчина в самом расцвете сил. Сколько лет исполнилось герою на момент рассказа - точно неизвестно. Можно предположить, что Собакевичу от 40-ка до 50-ти лет. Сам Михаил Семенович очень гордится своим крепким здоровьем, хвастаясь, что ни разу не болел. Недюжинный организм достался ему от отца, который также был весьма выносливым и сильным. Несмотря на аристократические корни, этот помещик не отличается утонченным чертами. Гоголь описывает его как неуклюжего, неповоротливого, с широкой спиной и огромными ногами. Автор отмечает, что лицо его похоже на тыкву и имеет красноватый оттенок. Ничего обаятельного и харизматичного в этом герое нет. Одет Собакевич неплохо, его наряд чистый и опрятный, но коричневый цвет фрака еще больше роднит его с образом медведя.

Семейные отношения

Этот аспект жизни помещика описан фрагментарно, автор почти не упоминает о его ближайшем окружении. Известно лишь, что отец Михаила Семеновича был таким же, как сын - большим, сильным и здоровым. Собакевич женат и брак его благополучен. Про супругу говорится, что она высока, очень худа и степенна. Характер Феодулии Ивановны (так зовут жену героя) был простым и понятным, близким к крестьянскому духу. Про детей Гоголь не упоминает - возможно, их не было вообще, а, возможно, они уже выросли и живут самостоятельно.
Важно! Несмотря на сложный характер Собакевича, в семье его царит спокойная и доброжелательная атмосфера.

Поместье героя

Во многом характер героя раскрывается в описании его усадьбы. Гоголь резко противопоставляет Собакевича другим героям поэмы, указывая на то, что он был образцовым помещиком. Все в его имении сделано хорошо и находится в порядке, создавая благоприятное впечатление. Постройки не очень красивы, но сделаны надежно и крепко из толстых бревен. Дома его крестьян выглядят очень привлекательно, не хуже хозяйской усадьбы. В отличие от и , он уделяет очень много внимания заботам о хозяйстве в деревне. Интерьер дома Собакевича соответствует его характеру - все грубо, просто и без изящества. Попав в гостиную, Чичиков отмечает, что мебель прочна и удобна, а стены украшают картины с изображенными полководцами, своим видом напоминающих хозяина дома.

Характер

Собакевич - человек грубый и прямой. Гоголь отмечает, что он постоянно всех критикует и все время чем-то недоволен . Собакевич не стесняется в выражениях, называя губернатора разбойником, а полицмейстера - мошенником. Чувство страха этому герою неведомо. Он является интересным собеседником, хотя и довольно упрямым. Манера поведения и речь его больше похожи на крестьянские, чем на аристократические.
Важно! Собакевич - не мечтательная и поэтическая личность, в нем нет эмоциональных порывов или философствования. Он крайне неприязненно относится ко всему новому, что не укладывается в его системе ценностей. Все идеи просвещения он называет “вредными выдумками”.
Михаил Семенович часто работает вместе со своими крепостными, но делает это только для того, чтобы контролировать процесс и убедиться, что все будет сделано хорошо.
Уровень достатка других людей Собакевич оценивает по количеству припасов. Любимая его еда очень проста, он предпочитает калорийное мясо.
Важно! Образ этого героя сразу же связывается с деньгами - он расчетливый и хозяйственным. Приступая к торгам, он тотчас же называет очень высокую цену - 100 рублей.
Собакевич умен - он, в отличие от Коробочки, сразу понял, зачем его гостю мертвые души, и сам предложил продать ему документы, чем изрядно удивил Чичикова. Его жизненные цели и интересы ограничиваются увеличением заработка и вкусным угощениями. Вот почему во время сделки Собакевич рьяно торгуется, даже продает Чичикову женскую карточку. О том, как Собакевич относится к крестьянам - неизвестно, но со своей женой он в меру обходителен и любезен, хотя и напрочь лишен романтики. О себе герой говорит, как о собаке: “не могу не доставить удовольствия ближнему”. В ряду остальных персонажей поэмы, Собакевич выгодно выделяется положительными качествами: он хозяйственный и умный, прямолинейный и достаточно интересный человек. Он даже способен оценить свои недостатки, хотя и не собирается их исправлять. Гоголь ставит его в первых рядах иерархии героев, считая, что у Собакевича есть потенциал и силы для развития. Черты характера этого персонажа нашли отражение в героях других произведений русской литературы, например, в Иудушке Салтыкова-Щедрина. Для закрепления материала предлагаем также ознакомиться с видео, в котором идет анализ образа Собакевича из “Мертвых душ” Н. В. Гоголя.