Меню

Что думает церковь о приметах и суевериях. Православие против суеверий

Отделка стен

Я бы хотела задать вопрос, который меня уже давно интересует. Как Православная Церковь относится к суевериям? Правда ли, что все суеверия не от Бога? Почему же тогда некоторые приметы и суеверия сбываются?

Ирина.

Ирина, приветствую тебя. Суеверия - это суетная вера, уходящая корнями в скверные языческие культы, магию, оккультизм и прочие мерзости, которые исподволь наслаиваются на чистое Православное учение.

Как это происходит? Дело в том, что врагу рода человеческого - дьяволу - совершенно все равно, в какие сети заманивать верующих Православных христиан. Для одних он приготовил алкоголизм, наркоманию, для других - зависть, для кого- то - ненависть, для праведников он готовит гордость, прелесть, или вот как в нашем случае - суеверия.

Ведь посмотрите, что получается: верующий человек ходит в церковь, регулярно исповедуется, причащается, совершает какие- то добрые поступки... Но во что только он ни верит! Если встретилась черная кошка, надо вернуться и обойти квартал, если рассыпалась соль, надо впасть в такое состояние неизбывного горя, что, как правило, это кончается скандалом. Я даже видел таких «верующих», которые соль на стол не ставят. Боятся колющих и режущих предметов, а если уж встретился кто- то с пустыми ведрами, так надо непременно вернуться и ждать, когда пойдут с полными. В праздник до обеда ждут, сбудется сон или нет, и много- много других нелепейших правил и поверий, по которым люди начинают строить свою жизнь.

Так почему все- таки приметы сбываются? Потому что наш враг - завистник нашего спасения, «человекоубийца от начала», «лжец и отец лжи» (Ин. 8, 44). Он не может терпеть, когда мы живем по заповедям Божиим. «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин 14, 15), - говорит Господь. И вот хитрый бес начинает подсовывать свои заповеди вместо Божественных.

Святые отцы говорят, что враг немощен, не может знать будущего, не может творить истинных чудес. Но вот тут ему на помощь приходит наше суеверие - суетное доверие к врагу. Веря в приметы, мы, по своей воле отходя от Бога, делаем врага нашего спасения могущественным. Тогда начинаются «чудеса» и «пророчества». Например, чтобы заставить верить в приметы, надо, чтобы они сбывались. Не имея ведения о будущем, враг в силу своего огромного опыта может, однако, о нем догадываться. И вот начинают сбываться всевозможные приметы, и идет дальнейшее отступление от Бога.

Да, многие приметы сбываются, гадания осуществляются. Но Господь предупреждает нас: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9, 29). Во что верите, то и поведет вас по жизненному пути. Это очевидно. Ведь через веру мы отдаем свою волю тому, кому доверяем. Бог призывает нас подчинить свою волю Его Святой воле, направленной к нашему благу. Поэтому, веря в приметы, мы сами становимся причиной все возрастающей в мире бесовской мерзости, льем воду на его бесовскую мельницу, помогаем ему губить все новые и новые души и своим спасением сильно рискуем.

Здравствуйте, меня зовут Ольга, мне 21. Я полтора года встречалась с молодым человеком и очень его любила, была близка с ним и душой, и телом. Он неверующий, а я как раз года два постепенно приходила к вере и чувствовала, что мне уже не хватает какой- то не душевной, а духовной отдачи от него. Как- то в церкви во время исповеди я покаялась в таком грехе, как блуд, и выслушала от священника целую проповедь о том, что спать с любимым человеком - это один из 3- х самых тяжких человеческих грехов, я очерняю грехом не только душу, но и тело! Сказал, что живу я даже хуже, чем люди неверующие, так как верующие не могут так себя вести, и что если я не пообещаю ему сейчас больше никогда не совершать этот грех, он не допустит меня к причастию! Для меня, еще только встающей на истинный путь, услышать все это было как ножом по сердцу, слову «блуд» придавала я совсем другое значение... Не знаю, как же дальше быть, ведь мой молодой человек не понял всего этого и подумал, что я просто не в своем уме и помешалась на вере. Что же мне теперь - бросить его и не встречаться ни с кем? - ведь сейчас очень трудно найти понимание со стороны парней, и, боюсь, если я начну встречаться с кем- то другим, он не захочет просто душевного общения. Да и уверенности в том, что наши отношения могут закончиться свадьбой, у меня тоже пока нет...

Здравствуй, Ольга. Благодарю за твой вопрос. Он очень сложный и в жанре «вопросов- ответов» его не разрешить, поэтому могу сказать только следующее:

Самое первое, что тебе нужно сделать, - это постараться найти духовника, который будет в подробностях знать твою ситуацию, у которого ты будешь регулярно исповедоваться, будешь ему полностью доверять, которому откроется твоя душа. Он будет молиться за тебя вместе с тобой и, самое главное, будет понимать твои слова в том смысле, в котором они будут тобой сказаны.

Второе - нужно избавиться от своего страха перед неопределенностью, ненужностью. Твоя ошибка ведь вот в чем: ты думаешь, что отношения должны «закончиться свадьбой». На самом деле свадьба - это начало совместной жизни, декларация перед Богом и людьми той ответственности, которую ты принимаешь на себя за создание семьи, за рождение и воспитание детей, того семейного подвига, который ты собираешься нести всю свою жизнь. Поэтому нужно подойти к этому событию, одному из важнейших в твоей жизни, в чистоте, целомудрии, в полном расцвете той девственной мощи, которую Господь так щедро дает молодым. Вот что ведет к свадьбе.

А если уже совершен какой- то просчет, надо остановиться, собраться и с помощью Божией восстановить в себе растраченные силы, это великое сокровище - целомудрие. (Слово “целомудрие” - церковно- славянское и означает буквально “здравомыслие”; оно происходит от глагола “целить” или же от прилагательного “целый” - крепкий, здоровый - и от глагола “мудрствовать” - рассуждать, размышлять).

Ответственность - один из важнейших законов в системе человеческой нравственности. Совершая безответственный поступок, мы пренебрегаем этим законом, а пренебрегать законами нельзя, это опасно.

О том, как было развито чувство опасности греха у наших дедов, когда еще наш народ был народом- победителем, говорит такой случай, рассказанный мне одним священником. Очень старый человек вызвал его на дом для исповеди и напутствия Святыми Тайнами. Священник понял, что, вероятно, это последняя исповедь старика и решил подробнее расспросить его о грехах, чтобы душа как можно более чистой отправилась в лучший мир. И вот он спрашивает: мол, всякое бывает в жизни, не изменял ли он когда своей жене?

Что ты, батюшка, грех- то какой! - был ответ.

Так совсем еще недавно вызывал удивление сам вопрос о подобных грехах, мы же удивляемся, когда грехом называют то, что так прочно вошло в нашу повседневную жизнь.

Церковь всегда осуждала веру людей во всевозможные приметы и суеверия. Это считалось и продолжает считаться мракобесием и слабостью невежественных людей. Однако если внимательно присмотреться, сама церковь пользуется значительным количеством собственных примет. Вот только называется это по-другому – чудесами.

Крещение

Так, например, возьмем большой православный праздник – . Церковь уверяет, что в этот день небеса открываются, и вода в любом водоеме становится целебной. И это не смотря на то, что на улице стоят суровые крещенские морозы. Но ведь все зависит от веры каждого человека. Если человек верит в это правило безоговорочно, то он и в воде ледяной не мерзнет, и от болезней избавляется. А все потому, что вера может включить резервные силы организма, которые и лечат. Все возможности человека еще и не изучены до конца наукой. А потом мы говорим, что произошло чудо. Но может быть и другой вариант развития событий. Когда вера человека в силу праздничной воды недостаточна, то он запросто может слечь с воспалением легких после такого купания.

Иконы

Примета о том, что начинает плакать тогда, когда должно случиться что-то плохое в глобальном масштабе, считается настоящим чудом. Слухи о плачущей иконе разлетаются мгновенно, и паломники из разных уголков нашей страны начинают стекаться для того, чтобы своими глазами увидеть это чудо.

Лик святых

А как насчет причисления людей к лику святых? Здесь тоже руководствуются рядом примет. В греческом монастыре на горе Афон, в котором большинство монахов русские мужчины, о святости своих покойных монахов судят по цвету черепа. В России обращают внимание на загадочное свечение над могилами. Считается, что такое явление можно наблюдать лишь в том случае, когда человек всю жизнь прожил праведно, помогал людям, не делал никому зла. А как быть с теми людьми, кто жил праведно, а свечения над могилой никто не видел? Зато, если от умершего человека исходит явный запах цветочного аромата, то вопрос о его канонизации – это только вопрос времени.

Вот и получается, что, пытаясь бороться с верой простых людей в суеверия, сама церковь верила в свои приметы. Житейские приметы искоренить не удалось, люди все равно продолжают верить в то, во что верило множество поколений их предков. Зато религия внесла в нашу жизнь новые, только называются они чудесами. А верить в чудеса всегда хочется, ведь это дает возможность надеяться на лучшее.

Опытом делится иерей Андрей Чиженко.

К сожалению, нужно констатировать, что в народе бытует довольно много различных суеверий и примет, из которых можно, наверное, составить не одну энциклопедию. Да, последние, впрочем, и существуют. Это, конечно же, грустное и печальное явление в обществе, которое, в общем-то, проникло даже в жизнь православных приходов.

Перечислим некоторые приметы из их огромного ряда…

Не давать деньги на ночь, а то их не будет. Не мести веником к порогу, а только от порога. «Пресловутая» черная кошка. Не переходить дорогу с пустым ведром. Особенно «цветут» суеверия вокруг дел, связанных с похоронами. Занавешивать зеркала, чтобы не увидеть там душу покойника, не смотреть телевизор после похорон. Некоторые батюшки рассказывают, что они лично сталкивались с тем, что в определенных регионах Украины пекут специальные лепешки и кладут потом их на лоб покойнику. После чина отпевания их предлагают поесть батюшке незаметно, не говоря при этом, откуда лепешка. Если священник ее съест, то душа покойного попадет в рай. В иных областях сохранилась традиция после отпевания трясти и будто бы подбрасывать гроб с телом: в языческом представлении это обозначает, что душа покойного становится ближе к небу и тоже попадет в рай. По церковным канонам, конечно же, это невозможно. Я лично сталкивался с тем, что после отпевания гроб выносили из дома необычным образом. Зачем-то снимали с петель входную дверь хаты и выносили гроб на ней.

Я уже не говорю о том, что кладут в гроб различные вещи: от денег до сигарет. Это, мол, чтобы там – в загробном мире – умерший ни в чем не нуждался. Однажды во время служения литии на кладбище на Радоницу видел совсем печальную картину: надгробный крест, под ним – могильный холмик, в него воткнута сигарета, и рядом стоит стакан водки.

Есть суеверия, связанные и с женитьбой. Посыпать молодоженов монетами и зерном, чтобы деньги водились и в доме был достаток. Пустить первой кошку в дом на счастье и прочее.
Немало суеверий, касающихся Таинства Крещения. Особенно распространено давать ребенку при крещении второе – тайное – имя, чтобы на чадо нельзя было навести сглаз и порчу. В своей священнической практике я сталкивался с суеверием «отказа от крестных родителей». К примеру, родственники ребенка поссорились с его восприемниками (в народе – кумовьями). Они берут себе других кумовей. Для этого «новоиспеченную» куму ставят перед открытой форточкой в доме, где живет ребенок, и она бросает в форточку деньги. Вот и все. Кума готова! Конечно же, это все неверно с точки зрения Церковного Устава и не имеет права на существование.

Откуда же берутся все эти суеверия?

Во-первых, из-за малой воцерковленности. Как правило, суеверные люди довольно редко ходят в храм, а если и ходят, то не развиваются правильно в духовном отношении: редко молятся, редко читают духовную литературу, редко исповедуются и причащаются Святых Христовых Таин. Или вовсе этого не делают. То есть их души не развиваются, они будто бы «заземлились», зациклились на материальном. И соответственно в своих невзгодах и неурядицах они ищут спасения и так сказать якоря, на который можно опереться, даже в материальных вещах, придавая им таинственное мистическое значение, им не присущее. Происходит страшное и воистину сатанинское дело: человек (этот образ и подобие Божье) начинает поклоняться материальным вещам, судьба которых обратится в прах. Так рождается суеверие – вера всуе, то есть напрасная суетливая вера, не приносящая никакого духовного плода. Так развивается современное неоязычество – дремучая вера древних славян, которая еще в каком-то процентном отношении присутствует в менталитете современного украинца.

Тому подтверждение массовые празднества-обряды 7 июля по новому стилю в Рождество Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Но связанные не с этим великим христианским праздником, а с Купалой – языческим торжеством плодородия, когда древние славяне напивались и совершали свальный грех блуда. Таким образом, посреди Петрова поста оскверняется память великого постника Иоанна Крестителя. И вместо храма Божия воздвигается храм низменным человеческим страстям.
Дорогие братья и сестры, часто человек мыслит подобным образом: «А пойду на Ивана Купалу. Я же ничего плохого не совершаю. Ребеночку куплю сладкую вату, сам выпью бутылочку пива. Посмотрю на костер, как через него прыгают». Но в этом намерении прихода и созерцания костра акт своеобразного добровольного соучастия в языческом служении. Происходит осквернение души христианина, ее отторжение от Бога, которое можно потом вернуть только через Таинство Исповеди.

Готов ли человек участием в купальских празднествах отогнать от себя Божью благодать и призвать нечистую силу? Вот в чем вопрос. И он будет посерьезнее гамлетовского. Один из методов диавола – приспать человеческую душу, разнежить ее в сонной неге, а потом, как бычка за кольцо в ноздре, потянуть за какую-нибудь страстишку за собой в ад.

Если мы будем верить во всяческие порчи, сглазы, приметы, суеверия и прочую чепуху, то попадем в мрачный депрессивный психически-эмоциональный лабиринт диавола, который будет играть на нашем страхе смерти, доводя его до состояния паники, терзать наши души до нервных срывов и психических болезней, до необдуманных и катастрофических решений. Вспомним эпизод из жития блаженного Феофила Киевского. Его мать из-за суеверия и примет посчитала, что родила бесенка, и в своем ослеплении дошла до того, что даже пыталась убить будущего святого, бросая младенца в реку.

Поэтому, дорогие братья и сестры, как говорится, Богом прошу: не бросайте свои души в реку суеверий к диаволу. Но наипаче верьте, что если вы молитесь, ходите в храм, регулярно исповедуетесь, причащаетесь, то с вами ничего плохого не случится. Ведь Христос с нами. А кто сильнее Бога? Диавол – это всего лишь фигляр, мастер-иллюзионист, фокусник, который своими и вашими беспочвенными призраками-фантазиями пытается вас напугать. Но эти страхи всего лишь дым и мираж.

Единственная реальность – это Господь. Он Своим Промыслом печется о нас ежесекундно. Главное, чтобы мы вперяли свои ум и сердце в Него, а не в другую сторону.
Вспомним кондак Вознесения Господнего, попразднство которого еще продолжается:

«Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив Небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы».

Христос не просто говорит, Он вопиет любящим Бога: «Я есть с вами, и потому никто не устоит против вас».

От нас же необходимо только одно: быть верными Ему.

Иерей Андрей Чиженко

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

Я бы хотела задать вопрос, который меня уже давно интересует. Как Православная Церковь относится к суевериям? Правда ли, что все суеверия не от Бога? Почему же тогда некоторые приметы и суеверия сбываются?
Ирина.

Ирина, приветствую тебя. Суеверия - это суетная вера, уходящая корнями в скверные языческие культы, магию, оккультизм и прочие мерзости, которые исподволь наслаиваются на чистое Православное учение.
Как это происходит? Дело в том, что врагу рода человеческого - дьяволу - совершенно все равно, в какие сети заманивать верующих Православных христиан. Для одних он приготовил алкоголизм, наркоманию, для других - зависть, для кого - то - ненависть, для праведников он готовит гордость, прелесть, или вот как в нашем случае - суеверия.
Ведь посмотрите, что получается: верующий человек ходит в церковь, регулярно исповедуется, причащается, совершает какие - то добрые поступки... Но во что только он ни верит! Если встретилась черная кошка, надо вернуться и обойти квартал, если рассыпалась соль, надо впасть в такое состояние неизбывного горя, что, как правило, это кончается скандалом. Я даже видел таких «верующих», которые соль на стол не ставят. Боятся колющих и режущих предметов, а если уж встретился кто - то с пустыми ведрами, так надо непременно вернуться и ждать, когда пойдут с полными. В праздник до обеда ждут, сбудется сон или нет, и много - много других нелепейших правил и поверий, по которым люди начинают строить свою жизнь.
Так почему все - таки приметы сбываются? Потому что наш враг - завистник нашего спасения, «человекоубийца от начала», «лжец и отец лжи» (Ин. 8, 44). Он не может терпеть, когда мы живем по заповедям Божиим. «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин 14, 15), - говорит Господь. И вот хитрый бес начинает подсовывать свои заповеди вместо Божественных.
Святые отцы говорят, что враг немощен, не может знать будущего, не может творить истинных чудес. Но вот тут ему на помощь приходит наше суеверие - суетное доверие к врагу. Веря в приметы, мы, по своей воле отходя от Бога, делаем врага нашего спасения могущественным. Тогда начинаются «чудеса» и «пророчества». Например, чтобы заставить верить в приметы, надо, чтобы они сбывались. Не имея ведения о будущем, враг в силу своего огромного опыта может, однако, о нем догадываться. И вот начинают сбываться всевозможные приметы, и идет дальнейшее отступление от Бога.
Да, многие приметы сбываются, гадания осуществляются. Но Господь предупреждает нас: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9, 29). Во что верите, то и поведет вас по жизненному пути. Это очевидно. Ведь через веру мы отдаем свою волю тому, кому доверяем. Бог призывает нас подчинить свою волю Его Святой воле, направленной к нашему благу. Поэтому, веря в приметы, мы сами становимся причиной все возрастающей в мире бесовской мерзости, льем воду на его бесовскую мельницу, помогаем ему губить все новые и новые души и своим спасением сильно рискуем.

Здравствуйте, меня зовут Ольга, мне 21. Я полтора года встречалась с молодым человеком и очень его любила, была близка с ним и душой, и телом. Он неверующий, а я как раз года два постепенно приходила к вере и чувствовала, что мне уже не хватает какой - то не душевной, а духовной отдачи от него. Как - то в церкви во время исповеди я покаялась в таком грехе, как блуд, и выслушала от священника целую проповедь о том, что спать с любимым человеком - это один из 3 - х самых тяжких человеческих грехов, я очерняю грехом не только душу, но и тело! Сказал, что живу я даже хуже, чем люди неверующие, так как верующие не могут так себя вести, и что если я не пообещаю ему сейчас больше никогда не совершать этот грех, он не допустит меня к причастию! Для меня, еще только встающей на истинный путь, услышать все это было как ножом по сердцу, слову «блуд» придавала я совсем другое значение... Не знаю, как же дальше быть, ведь мой молодой человек не понял всего этого и подумал, что я просто не в своем уме и помешалась на вере. Что же мне теперь - бросить его и не встречаться ни с кем? - ведь сейчас очень трудно найти понимание со стороны парней, и, боюсь, если я начну встречаться с кем - то другим, он не захочет просто душевного общения. Да и уверенности в том, что наши отношения могут закончиться свадьбой, у меня тоже пока нет...

Здравствуй, Ольга. Благодарю за твой вопрос. Он очень сложный и в жанре «вопросов - ответов» его не разрешить, поэтому могу сказать только следующее:
Самое первое, что тебе нужно сделать, - это постараться найти духовника, который будет в подробностях знать твою ситуацию, у которого ты будешь регулярно исповедоваться, будешь ему полностью доверять, которому откроется твоя душа. Он будет молиться за тебя вместе с тобой и, самое главное, будет понимать твои слова в том смысле, в котором они будут тобой сказаны.
Второе - нужно избавиться от своего страха перед неопределенностью, ненужностью. Твоя ошибка ведь вот в чем: ты думаешь, что отношения должны «закончиться свадьбой». На самом деле свадьба - это начало совместной жизни, декларация перед Богом и людьми той ответственности, которую ты принимаешь на себя за создание семьи, за рождение и воспитание детей, того семейного подвига, который ты собираешься нести всю свою жизнь. Поэтому нужно подойти к этому событию, одному из важнейших в твоей жизни, в чистоте, целомудрии, в полном расцвете той девственной мощи, которую Господь так щедро дает молодым. Вот что ведет к свадьбе.
А если уже совершен какой - то просчет, надо остановиться, собраться и с помощью Божией восстановить в себе растраченные силы, это великое сокровище - целомудрие. (Слово “целомудрие” - церковно - славянское и означает буквально “здравомыслие”; оно происходит от глагола “целить” или же от прилагательного “целый” - крепкий, здоровый - и от глагола “мудрствовать” - рассуждать, размышлять).
Ответственность - один из важнейших законов в системе человеческой нравственности. Совершая безответственный поступок, мы пренебрегаем этим законом, а пренебрегать законами нельзя, это опасно.
О том, как было развито чувство опасности греха у наших дедов, когда еще наш народ был народом - победителем, говорит такой случай, рассказанный мне одним священником. Очень старый человек вызвал его на дом для исповеди и напутствия Святыми Тайнами. Священник понял, что, вероятно, это последняя исповедь старика и решил подробнее расспросить его о грехах, чтобы душа как можно более чистой отправилась в лучший мир. И вот он спрашивает: мол, всякое бывает в жизни, не изменял ли он когда своей жене?
- Что ты, батюшка, грех - то какой! - был ответ.
Так совсем еще недавно вызывал удивление сам вопрос о подобных грехах, мы же удивляемся, когда грехом называют то, что так прочно вошло в нашу повседневную жизнь.

Иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

14. Христианство, суеверия, магия и оккультизм

Большинство обычаев народа слагались из христианских и языческих традиций. Можно сказать, что многое из языческих обрядов получило иное толкование, было переосмыслено. Например, языческий обряд почитания начала весны, совпадал по времени с празднованием Дня Святого Духа. В этот день дома украшались зелеными ветками, пол посыпался аиром. Сейчас зеленый цвет растений символизирует Троицу, а украшение дома связывается с христианским праздником. Постепенно, многие языческие обычаи изгладились из народной памяти, но некоторые сохранились. В наше время получило повсеместное распространение различных суеверий и обрядов, никак не связанных с христианством. Этих «народных» обычаев великое множество – столько, что не представляется возможным их систематизировать и тем более, отличить в них христианские традиции от языческих обрядов. Собственно, сам термин «язычество» означает «народное», поскольку слово «язык» означает народ, с древнеславянского, переводится как народ. Суеверие и языческая обрядность запрещалась Заповедями Божии еще в ветхозаветную эпоху. Евреи предостерегались первой и второй заповедью от создания идолов и поклонения кому-либо еще, кроме Бога.

Суеверия – это вера в ничего не значащие вещи, своеобразный магизм. Исполняя малопонятные обряды, человек иллюзорно властвует над судьбой. Ему кажется, что произнося магические заговоры, он заклинал себя от зла. Мир предстает для суеверного человека совсем иным. В нем уже отсутствует Бог, нет необходимости участвовать в Таинствах, достаточно знать заклинания и соблюдать обряды. Это обманчиво легкий путь избежания проблем.

Бесчисленные обряды, заговоры, приметы и обычаи суеверных людей, считающих себя христианами, лишают их Христа. Они лишь называются верующими на самом деле, эти люди верят в приметы, в сглаз, оговоры, окружают себя магическими предметами. Суеверные христиане оправдывают себя в глазах других тем, что они молятся, крестятся, употребляют имя Иисуса Христа. Но, даже молитвы и церковные обряды не гарантируют истинность совершаемого. Начиная с веры в приметы, человек незаметно подпадает под влияние собственной религии. Он выделяет и замечает то, что хотел бы увидеть и упорно не желает согласится с тем, что это мнение ошибочно. Когда примета сбывается, люди начинают ей верить. Большинство примет плохих, хороших совсем немного. Суеверный человек, увидев плохую примету, заранее настраивает себя на то, что с ним произойдет нечто неприятное и плохое. Он настраивает себя, ожидая исполнение приметы, на мрачный лад и водит во всем зло.

Окружающий мир и люди становятся для него опасными объектами. Рассмотрев в чем-то плохую примету, человек подсознательно ждет ее исполнения. В таком состоянии духа, ожидая плохого, его можно легко отыскать, в этом случае, человек еще более убеждается в справедливости приметы. Так свободная личность постепенно подпадает во власть примет, счастливых и несчастливых дней, тринадцатых чисел, гороскопов, лунных календарей, сонников. Любовь к миру и созерцание его красоты сменяется страхом перед ним. У человека в воображении рисуются злые силы, обладающие могуществом, большим нежели Бог. Их нужно боятся, им необходимо потакать, делать то, что они хотят. Постепенно, человек приходит к мысли о дуалистичности мира, в котором действуют две равнозначные силы – добро и зло.

Кое-кто идет в своих выводах еще дальше, рассматривая Божество как безжизненный закон, не обладающий реальной силой и властью над миром и человеческими судьбами. В этом случае ему еще труднее встретить Иисуса. Такой человек отсекает от себя Сущего надолго, либо навсегда, если уверен в своей правоте. Постепенно, начиная с малого, люди самообманываются и рассеять такое заблуждение почти невозможно. Отказываясь от веры в Иисуса, суеверные люди, верящие злу, открывают свою душу, сердце и разум воздействию падших ангелов, или демонов. Согласно вероучению Православной Церкви, демоны, или бесы обитают в воздушном пространстве. Они не видимы для человеческих глаз и стараются не обнаруживать своего присутствия. Падшие ангелы воздействуют на людей путем внедрения в разум злых и лживых мыслей. В отношении же суеверных людей, это сделать для них значительно проще. Суеверный человек уже подсознательно отказался от помощи Бога, поскольку не верит в Его могущество, любовь и власть над всем сотворенным, сомневается в Его всеведенье. Душа, сердце, разум такого человека открыты для демонов, они находят там себе жилище. И делается это очень не заметно для человека.

Если разобраться в шептаниях, заклинаниях, заговорах и «молитвах» «знахарей» и «целителей», нетрудно заметить, что они представляют собой магические формулы – заклинания злых сил. Сущность падших ангелов такова, что они независимо от обстоятельств и способов общения с ними несут разрушение и смерть душам. Человек, желающий чудесного исцеления, сверхмудрости, или «подключения к астралу» попадает под воздействие демонов. Бесы, в зависимости о духовного состояния человека, способны войти в душу и тело. Порой, люди и не подозревают об этом, а, войдя в храм, чувствуют себя плохо. Сущность любого заговора, заклинания, очистки биополя, диагностики ауры строится на обыкновенном самообмане. Чаще всего «ведуны» уверены в собственной богоизбранности и исключительно, но этот психологический прием бесов достаточно известен еще со времен жизни первых христианских святых, монахов и подвижников.

Но, приметы и обряды, сохранившие со времен язычества, уже устарели. Сейчас применяются, активно рекламируются и пропагандируются другие средства общения с миром бесов. Антипод древней иконы, имеющийся в каждом доме – телевизор. На первый взгляд он несет положительную информацию – новости, познавательные и развлекательные программы, художественные и документальные фильмы, прогноз погоды, курсы валют, музыку, театр и многое другое. Ничего плохого в этом нет. Утверждать: «Телевизор – от беса» – глупо. Нет ни одного человеческого изобретения, несущего людям только зло. Зло – то, как используют изобретение. Кухонным ножом можно отрезают хлеб и убить человека, а с оружием в руках защищают Родину. Современный человек редко обращается к иконе – окну в небесный мир, как называли образа древние христиане. У него есть другое окно – телевизор, куда он нередко смотрит дольше, нежели в лица своих близких. Телевизор, как изобретение, полезно, но проводить перед ним большую часть времени – вредно, даже только с медицинской точки зрения. Привычка к этому источнику информации, выработала у многих людей духовную бедность и пустоту, которую заполняет экран. У наших предков эту роль исполняли образа святых, а молитва к ним, насыщала духовные потребности людей. Один древний русский святой, оставил пророческие записи о невиданном в XVII веке изобретении: «Икона беса будет в каждом доме, а рога и хвост он выставит наружу». Довольно точное и образное сравнение для средневекового человека.

Дедовские суеверия отошли на второй план, правда, на их место выдвинулись новые, адаптированные к сознанию современного человека. Появился спрос на самую разнообразную литературу – от невинных, на первый взгляд, гороскопов до основательных пособий по черной и белой магии. Людям предлагаются различные рецепты решения своих проблем. Помимо того, само преступление не кажется уже чем-то ужасным. С экранов рекой льется кровь, главные герои соблазняют прекрасных женщин, грабят миллион долларов и, как бы между прочим, спасают человечество.

В ходу «мыльные оперы» – бесконечные сериалы, имеющей единственной целью заполнить вечернее время душещипательным сюжетом и мнимыми страстями. Наблюдение за чужими семейными проблемами заменяет решение своих. Часто жаль кого-то из героев сериала, а к близким – полное безразличие и бездушие. И дело не в сериалах, а в нашей неспособности противостоять соблазну жить иллюзорно, а не расходовать душевные силы.

Христианство не отвергает телевидение, не утверждает, что театр – зло, не ставит запретов и заслонов, оно только предлагает избрать все лучшее, не пустые слова и мелькающие картинки, а настоящее искусство. Многими верующими людьми, христианами, были созданы уникальные произведения музыки, живописи и слова.

В православной иконографии принято изображать падших ангелов темными, волосатыми и рогатыми, но это только традиция.

Все намного сложнее. Сказано – «Ликом черен и прекрасен». То есть – обаятелен, соблазнителен и пугающе манящий для неискушенной души. Демоны всегда легко подстраивались под человеческое восприятие и, если перед древними монахами, прекрасно знающими об их существовании, они представали в упомянутом облике, то современным людям они демонстрируют себя по-разному. То в образе пророчицы А., то в ореоле «доброго колдуна» Б., то в загадочном образе существа с другой планеты.

Исследование НЛО достаточно ново и необычно, а ожидание «пришельцев» – нередкое явление. Серьезное изучение данного вопроса, приводит современных ученых к простому выводу – все изучаемые ими объекты земного происхождения, а «гуманоидов», в материальном воплощении, просто не существует. Образ поведения этих существ, отношение к людям, воздействие на окружающее пространство, по описаниям полностью совпадает с теми же параметрами в характеристиках бесов, жителей невидимого мира, которые оставили нам древние святые и монахи-аскеты.

Появление небесных объектов – явление достаточно редкое, как правило «инопланетяне» вступают в контакт с людьми духовно слабыми, с неустойчивой психикой, легко поддающихся духовному воздействию и внушению. Зачастую подобные контакты оканчиваются плачевно для людей, они сходят с ума, слышат различные голоса и шумы и нередко оканчивают жизнь самоубийством. Такая самодемонстрация падших ангелов приводит к обнаружению последних человеком, поэтому, они предпочитают действовать испытанным способом, воздействуя на сознание людей. Это влияние может быть разным, в зависимости от индивидуальных особенностей личности. К каждому человеку подбирается «индивидуальный подход». Любая ложная религиозность у людей приветствуется жителями шеола, или по-еврейски, ада. Любые пути, на первый взгляд самые прекрасные, но уводящие в сторону от Иисуса, поощряются демонами в мире людей.

Нередко, причина суеверия людей, кроется в их необразованности. Однобокость развития, порождает полное незнание простых религиозных истин. Их место заполняют собственные домыслы, попытки лично объяснить сложные жизненные ситуации. Отыскать правду в скоплении лжи, крайне сложно, настолько, что не стоит это предпринимать. Цель падших духов – смутить и сбить человека, отвлечь его от Бога. Православная Церковь издревле предлагает верующим два надежных и испытанных средства – пост и молитва «Сей род изгоняется только молитвой и постом» – говорит Христос о диавольском искушении.

В обычаях и традициях христиан, немалое место занимают посты. В период многодневных постов сложилась традиция приготовления блюд приготовленных из продуктов растительного происхождения. Появились даже сборники блюд и рецептов постной христианской кухни. Соблюдение постов нашими предками чередовалось с праздничными днями. На Пасху пекли пасхальные куличи и сдобу называемою пасхой. В пасхальную седмицу все отдыхали от ежедневных забот, веселились и отмечали праздник. Жизнь наших предков протекала в определенном укладе семейного быта.

Христианская обрядность сопровождала каждого верующего во Христа от рождения до смерти. Сразу после рождения ребенка, над матерью совершался особый чин «О еже како родити жене отроча». Избирали новорожденному имя, в честь почитаемого ими святого, который становился небесным покровителем маленького человека.

Крещение обычно совершалось на сороковой день после рождения, либо раньше, в зависимости от состояния здоровья ребенка. Иногда ребенок крестился в отроческом возрасте, а во время средневековья, вообще была традиция креститься в зрелых годах, даже в старости. Свидетелями совершающегося Таинства были крестные мать и отец, в обязанности которых входило духовное воспитание ребенка.

Затем следовал обычай введения новокрещенного в храм. Мать с ребенком приходили в церковь, где над женщиной читалось особая молитва, позволяющая женщине посещать храм и принимать Таинства. Ребенок, если это был мальчик, вносился в алтарь и посвящался Богу. Девочек воцерковляли перед Царскими воротами. Маленькие христиане, до достижения определенного возраста, обычно это было шесть, семь лет, причащались только Кровью Христовой. В семь лет ребенок, по-славянски, чадо, становится отроком или отроковицей. Отрок исповедуется и причащается наравне со взрослыми. Приблизительно в это время, он овладевал основами чтения, счета и письма. Учащийся читал при этом молитву, которая так и называлась: «Молитва перед учением». Образование начиналось дома, ребенок читал Псалтирь и Апостол, посещал воскресную церковно-приходскую школу, где его обучали основам религиозной нравственности и культуре. Основной предмет, изучавшийся детьми в раннем возрасте, был «Закон Божий». Далее система религиозного образования предусматривала училище, семинарию и академию.

Девушки вступали в брак раньше юношей, обычно этот возраст наступал в 16–17 лет, сейчас же в отношении возраста брачующихся, придерживаются времени наступления совершеннолетия. Современный церковный брак должен регистрироваться вначале государством, как свидетельство взаимной супружеской верности, продемонстрированной перед людьми, а позже заключается церковным венчанием, как4 свидетельством того же факта перед лицом Бога. В юности дети причащались и участвовали в Таинствах наравне со взрослыми. «Пустите их приходить ко Мне, – сказал Иисус, – ибо таковых есть Царствие Небесное». Дети в раннем возрасте исполняли обязанности свещеносцев в храме, а в более позднем – были чтецами, или иподиаконами. Родители с детьми участвовали в освящении начатков урожая, в Яблочный Спас.

На Руси существовал обычай пострижения детей в отроки. Мальчик, достигший семилетнего возраста, постригался в отроки и переселялся с женской половины дома на мужскую. Он уже считался мужчиной и имел право носить оружие. Отрок продолжал называться тем же именем до 30-летнего возраста, после чего становился мужем, или мужчиной. В Новгороде Великом, муж получал право голоса на общем собрании – вече. Он имел право собственного хозяйства и независимости. В 30 лет мужчина получал наследство и становился хозяином, по-древнерусски, господарем.

Деление на сословия в древнерусском государстве также налагало ряд обязанностей на каждого члена общества. Христианство же уравнивало сословия между собой – в храме встречались крестьяне, купечество, дворяне и мещане.

В традиции Православной Церкви в прошлом столетии были крестные ходы, молебны, общественные панихиды по убитым воинам, паломничества. В настоящий момент, эти общественные действия вновь восстанавливаются. Правда, статус Православной Церкви изменился, она была отделена от государства. Церковь перестала находится под опекой власти и была отделена от образования и воспитания общества. В Российской империи, просветительская деятельность Церкви присутствовала во всем – в армии, на государственной службе, в школе, высших и средних учебных заведениях, в семье. Церковь ведала социальной защитой населения – содержала и строила приюты, дома престарелых (богадельни), больницы. Человек получал духовное утешение в тюрьме и ссылке. Во всем многообразии общественной жизни существовали устоявшиеся христианские традиции и обычаи. В России некогда действовало большое количество благотворительных обществ, куда входили люди различных социальных слоев. При храмах действовали различные братства и сестричества, осуществлявшие самую разнообразную деятельность.

Братства и благотворительные общества, в которых состояли христиане различного возраста, занимались бесплатным распространением духовной литературы, посещали больницы, где ухаживали за больными, были в богадельнях, навещали заключенных. Социальное служение Православной Церкви в дореволюционном обществе было разнообразным, Церковью редактировалось множество изданий духовного содержания и издавалось немало собственно церковных газет и журналов – многочисленные епархиальные Ведомости и приходские листки. Каждый член христианской общины, помимо богослужения, участвовал в миссионерской деятельности, осуществляя практически заповеди Христа «посещать больных, помогать нуждающимся и бедным, навещать заключенных», поскольку суть Православия заключается не в интеллектуально вере, а в добрых делах, реально совершаемых действиях. «Что вы сделали одному из малых сих, то сделали и Мне» – сказал ученикам Христос. По учению Православной Церкви, на Страшном суде каждый человек будет оценен по совершенным добрым поступкам, исходя из веры, или из доброго, бескорыстного побуждения. Благотворительность и милосердие, было недавней христианской традицией наших предков. Сейчас происходит постепенное возрождение церковных братств, сестричеств и благотворительных обществ.

На христианах находилась забота и о нравственном состоянии людей, до революции в России действовало множество обществ борьбы за трезвость, «обществ противостояния вредной привычке табакокурения», были общества, в которых собирались средства на приданое бедным девушкам. Во время Первой мировой войны сотни тысяч сестер милосердия уезжали на фронт, где ухаживали за ранеными и устраивали походные госпитали. Верующие устраивали общественные молебны в случае различных событий. На средства общины строились надгробия могил, осуществлялись похороны малоимущих, или лиц не имеющих родственников. Существовали попечительства, духовные советы – все это было деятельностью верующих людей. Этот аспект жизни Церкви был мало известен современным людям, однако это было нормой общественной жизни XIX – начала XX века. Ныне начинает восстанавливаться социальное служение христианских общин. Действуют воскресные школы, братства, учебные заведения, сестричества, организовываются детские летние лагеря, пытающиеся возродить движение скаутов, распространенное в дореволюционной России.

Каждый верующий сопровождался Церковью в течении всей своей жизни, освящавшей его дела, слова и мысли, наставляемый учением, Таинствами и обрядами. Православная Церковь помнила о своих членах и после смерти. Смерть, по учению христианства, была лишь переходным этапом из одной жизни в другую. Верующий для Бога был всегда жив, находясь после смерти в Церкви небесной, о нем возносились молитвы, от его лица подавалась милостыня, к нему обращались и о нем помнили потомки. В ранний период христианства над умирающим совершалось Таинство Елеопомазания, он посещался священником, подающим ему духовное наставление и утешение. Умирающий исповедывался и причащался. В том случае, если он находился в здравом рассудке и твердой памяти. Над умершим читалась Псалтирь, куда включалась молитва о упокоении и прощении грехов. Псалтирь читалась в течении нескольких дней и ночей.

Церемония похорон совершалась по христианским обычаям. Умершего полагали в гроб, одевая его в праздничные одежды, в которых он должен предстать, по мнению средневекового человека перед Богом. Руки умершего складывались на груди крестом, обозначая этим крестное знамение, символизирующее христианскую веру усопшего. Тело накрывалось специальным покрывалом, в воспоминание о плащанице, которой был повит Иисус при погребении. В руки покойного вкладывался крест, как символ крестной смерти Христа и победы над грехом. Крест обозначал и веру в воскресение мертвых, равно как и небольшая иконка, полагавшееся в головах умершего. Во время церковного отпевания, в руки усопшего влагалась зажженная свеча, означающая совместную молитву умершего с живыми членами Церкви. По православному обычаю, в руку умершего влагалась сопроводительная молитва, письмо в иной мир, написанное на отдельном листе. По мнению верующих, сопроводительная молитва должна охранять душу умершего во время перехода в мир иной.

Гроб делался в рост человека, он символизировал дом, в котором обитал усопший, крышка гроба устраивалась в виде двери, открыв которую, умерший воскреснет в день Страшного суда. На теле умершего был нательный крестик, символ того креста, о котором Священное Писание говорит: «Каждый несет свой крест по силам». Поскольку верующие в течение всей жизни принимали Таинства Церкви и причащались, отношение к телам умерших было бережное, поскольку они были «храмами Духа Святого». Обряд прощания с умершим не был безутешно печальным, поскольку верующий, пусть и расставался с любимым человеком, знал, что тот достиг объекта всех стремлений – Господа Иисуса Христа.

Христиане никогда не устраивали шумного застолья при поминании умершего, поскольку подобные обряды напоминали языческие древнеславянские тризны с гулянием прямо на могиле умершего. Стол в таких случаях накрывался, но для нищих и малоимущих. Это было последнее благодеяние усопшего, стол, накрытый для бедных, дополняющий добрые дела христианина. Молитва бедного человека нередко значила многое для почившего, о, котором, порой некому было помолиться. Этот обычай нынче видоизменился, напоминая, во всем дохристианский обряд.

По православной традиции, над телом усопшего верующего не было наемных плакальщиц и погребальных воплей, которые были обязательной принадлежностью языческих похорон. Над умершим не пели песни погребального содержания, не перечислялись его заслуги, все это также наследие более, чем двухтысячелетнего прошлого. Усопшему читали псалмы Давида, обладающие целебным для души свойством, произносились поминальные молитвы. Имя усопшего поминалось на проскомидии, за его упокоение из просфоры вынималась частица, участвовавшая в Божественной Литургии. О нем молились в специальных прошениях заупокойных ектений богослужения Евхаристии. Тело умершего члена общины приносилось в храм еще раз присутствовать на богослужении. Церковь совершала над умершим специальный чин отпевания, называемый в богослужебных книгах «Последование Панихиды». Панихида, была особым богослужением, совершаемым над умершим христианином. Она состояла из начальных молитв, псалмов из Псалтири и особого канона об усопшем. Канон пелся торжественным напевом, отдельные песни которого чередовались с заупокойными прошениями ектений. За ектеньями следовали особые священнические возгласы, в которых испрашивалось прощение грехов умершего. В конце чина панихиды произносилась молитва, предназначенная усопшему, в которой испрашивалось посмертное нахождение умершего в обществе святых Христовой Церкви. Священник прочитывал сопроводительную молитву, текст которой полагался на руки почившему.

Молитвы над усопшим сопровождались каждением фимиама, означающим молитвы верующих. Тело погребенного окроплялось священнослужителем Святой водой, как совершающее путешествие из одного, видимого мира в иной мир, незримый. Священник освящал и крест, который устанавливали на могиле. Крест несли впереди похоронной процессии. Она сопровождалась колокольным звоном, получившим название погребального. Тело провожал церковный хор, священнослужители, прихожане, родственники и близкие. Во время шествия от храма на кладбище, хор исполнял заупокойные тропари и кондаки, небольшие песнопения. Гроб обычно несли на руках, а встречающие похоронную процессию, молились об умершем.

На кладбище священник совершал краткое заупокойное богослужение – литию. Могила освящалась святой водой, близкие прощались с умершим. На могиле устанавливали крест или надгробный памятник. По православному обычаю, крест устанавливали в ногах покойного, что напрямую было связано с верой в воскресение мертвых. Часто на кладбищах строили часовни, в которых и происходили заупокойные службы.

Согласно учению Православной Церкви, душа умершего в течение сорока дней находилась в неопределенном состоянии, проходя различные сферы невидимого мира. В этот период усопшему особенно необходимы молитвы, поминание во время церковного богослужения. В течение сорока дней душа находит место в духовном мире. Панихиды совершаются на 3-й, 9-й, 40-й день после смерти. Поминание может совершатся в любое время, как во время церковного богослужения, так и во время домашней молитвы. Поминают и через год, и спустя несколько лет, но это не обязательно установленный обряд, а просто общепринята традиция. Существуют дни памяти умерших – Радоница, поминание усопших в дни Пасхи, деды, но это почти языческие праздники.

Погребение монахов и священнослужителей совершается по иному обряду, во время которого читается Евангелие. Монашествующие погребаются в иноческой одежде, а священнослужители, в церковном облачении, с церковными наградами и крестом. Священнику вкладывают в руки Евангелие, как символ его служения, еще более торжественно хоронят епископа.

Обычай поминания умерших и совершения заупокойных служб, существует столько, сколько существует само христианство. Помимо церковных богослужений, поминовений во время Божественной Литургии, чтении Псалтири, панихид, литий, молитв дома, поставления свечей об упокоении в храме, Православная Церковь не предусматривает никаких особых действий и заклинаний. Все, помимо перечисленного, не являются христианскими обрядами и не имеют ничего общего с таковыми. Самым действенным средством молитвы об усопших является их поминание за литургией, во время проскомидии. Никаких иных, более действенных средств помощи умершим не существует.

Имена умерших родственников и близких записываются в особые поминальные книжечки, в раздел, озаглавленный «Об упокоении». Имена живых записываются в раздел «О здравии», той же книжечки. В некоторых изданиях поминальных книг помещают и молитвы об упокоении и о здравии. Имена записывают в родительном падеже, потому, что в таком виде они звучат в молитвах.

Традиции и обряды, существующие в Православной Церкви – самая изменяемая часть христианской культуры. Обряды возникают на некой национальной почве и тесно связаны с традициями того народа, среди которого действует Церковь. В изменившихся исторических обстоятельствах обряды и обычаи изменяются, на смену одним традициям приходят новые. Обрядовая сторона христианства не является обязательно и буквально исполняемой. Обряды призваны помочь человеку, приспособить его понимание к восприятию вероучительных и нравственных истин. Обычаи Православия в течение тысячелетий существенно менялись, что было вызвано, необходимостью подчеркнуть определенные аспекты вероучения. В отношении Русского Православия, можно заметить, что в нем существует немало прекрасных традиций, поучительных обрядов и добрых обычаев. Однако, последние события русской истории разрушили цепь преемственности традиций. В настоящее время существует насущная необходимость в возрождении обычаев близких нам предков, живших в переломную эпоху начала XX века.

В отношении соблюдения обрядов, необходимо проявлять известную осторожность, опасаясь принять за христианство обыкновенные человеческие домыслы и заблуждения. К непонятным обрядам следует относиться критически, сверяя их подлинность с Церковным вероучением. Обычно, христианские обряды имеют историческую преемственность, символическую сторону и связь с нравственной и вероучительной стороной христианства. В древности, обычаи и обряды служили связующим звеном в передаче религиозной информации от одного поколения к последующему. В обычаях и обрядах символически закладывалась вера в Божество, потусторонний мир, очистительную силу молитвы, исцеляющее действие Таинств. В обрядах образно содержалась и историческая информация и «память Церкви», ее Священное Предание.

Православие целиком основано на Священном Предании, запечатлевшим историческое развитие христианства в человеческом обществе. Священное Придание напоминает растущее дерево, корни которого, это Заповеди Блаженства Спасителя, ствол – апостольская традиция, а ветви – дальнейшее развитие постановлений вселенских Соборов. Суть Православия в его древности, во взаимосвязи с древнееврейской религией, а через нее – с религией древнего человечества, с первыми Заповедями Бога. Православие это развитие веры первых людей – Адама и Евы, осуществление их надежд. Оно исторически непрерывно и преемственно. Непрерывность религии дает уверенность в ее подлинности и убежденности, в реальности связи с Сущим. В священном писании имеется указание на традиционность вероучения и правильность совершения Таинств: «Все у вас да по чину бывает».