Меню

Рассказ полосатая палка. Юрий Яковлев — Полосатая палка: Сказка

Отделка стен

На уроке литературного чтения мы читали рассказ Ю.Я. Яковлева «Полосатая палка». Ребята, вообразив себя авторами, придумали свою развязку этого поучительного рассказа!

Читаем...

(щелкни по заголовку)

Катя

Миша очень долго искал слепого, но не терял надежду. Вдруг он увидел, что девочка помогает слепому перейти дорогу. Он без оглядки помчался, что бы сбросить тот камень с души, который всё это время тащил на себе. Когда Миша догнал слепого, сразу стал извиняться, но он его прервал и спросил:
- Кто ты мальчик?
Миша сказал:
- Я тот мальчик, который отобрал у вас полосатую палку - тихо сказал Миша.
- Ну ладно - вздохнул слепой.
- Извините, пожалуйста! Эта палка очень сильно притягивала к себе - оправдывался Миша.
- Не переживай! - сказал слепой.
- Спасибо - тихо пробурчал Миша. Он отдал палку и проводил старика домой.
С тех пор Миша изменился. Он стал внимательным к людям.

Назар
Мишка бегал по всем улицам города, пытаясь найти слепого. Он уже отчаялся найти его, и решил возвращаться домой. Мальчик шёл через знакомый парк, и вдруг, на одной из лавочек он заметил знакомую выгоревшую кепку. Мишка со всех ног побежал к той лавочке. И точно – это был он! Мальчик протянул палку и сказал:
- Это ваше.
Слепой ощупал предмет и когда понял что это, радостно улыбнулся.
- Большое спасибо! – сказал он: - Я потерял её на перекрёстке и думал, что не смогу теперь без чужой помощи дойти до дома.
Мишка покраснел и отпустил голову.
- Извините меня, пожалуйста! – сказал мальчик. – Это я взял вашу палку. Я не знал, как она важна для вас. Но теперь я всё понял. Мне очень стыдно.
Слепой грустно улыбнулся и сказал:
- Хорошо, я прощаю тебя, мальчик. Но больше никогда так не делай. Эта палка заменяет мне глаза.
Мишка предложил проводить слепого до дома. По дороге они познакомились и разговорились. Иван Фёдорович оказался очень интересным человеком.

Света
Миша сломя голову помчался за слепым, но нигде его не мог найти. Вдруг в толпе людей мальчик увидел слепого, который ему нужен. Он остановился и подошёл. Миша дал палку в руки слепого. Ему не хотелось извиняться, но язык сам заговорил:
- Извините меня, за то, что я у вас отнял палку. Разрешите, я провожу вас до дома.
Они долго разговаривали. Миша узнал много интересного из жизни этого человека. С тех пор Миша часто приходил к старику и помогал ему.

Настя П.
Миша очень раскаивался о своем поступке на перекрестке. Он бродил по переулкам, но нигде слепого не оказывалось. Он уже не думал его встретить как вдруг неожиданно поднял глаза и увидел того слепого. Он был с новой палкой. Мишка не побоялся извиниться перед ним.
- Извините меня, пожалуйста. Я нечаянно.
Слепой его простил.
После этого случая Мишка изменил своё поведение.

Ксюша У.

Миша долго искал своего слепого. Ходил по переулкам, по улицам. Вскоре уже стемнело. Мише было страшно, но он всё-таки искал и искал этого слепого старика. Вдруг Миша случайно на кого-то наткнулся. Мальчик поднял голову и весь покраснел. Это был слепой. Миша извинился. Дальше всё стало хорошо.

Вова
Миша пошёл на следующую улицу и увидел слепого, у которого он отобрал полосатую палку. Мальчик тихонько подошёл и сказал:
- Это не Ваша палочка?
- Какая палочка? - переспросил слепой.
- В чёрно-белую полоску - сказал Миша.
- Да, может и моя. А ты где её нашёл?- спросил старик.
- На пешеходном переходе! - соврал Мишка. Признаться в том, что это он стащил палку у слепого, у мальчика не хватило смелости.
- Да моя, у меня её украли! - сказал слепой - Спасибо тебе, мальчик, за палочку! Мне без нее трудно!
Миша ушел. Он долго не мог забыть этот случай.

Ю. Яковлев

Полосатая палка


Ему всё сходило с рук. Разбитые стёкла, вывинченные лампочки, сорванные уроки, драки. К его матери вечно приходили учителя и милиционеры, родители обиженных ребят и возмущённые общественники. Мать молча выслушивала их и виновато опускала глаза. Можно было подумать, что она была участницей его проделок. А он стоял в стороне, словно его это не касалось.

Что вы думаете с ним делать? - спрашивали у матери.

Она пожимала плечами. Потом дрогнувшим голосом говорила, что он отбился от рук, что не в силах с ним совладать. И начинала тихо плакать. Он привык к этим сценам, заранее зная, чем они кончатся, и переносил их как горькое, но необходимое лекарство. Когда к нему очень приставали, он давал обещание исправиться. Лишь бы отвязались.

В школе ему грозили исключением, в милиции - колонией. Но угрозы не пугали его - он хорошо знал им цену.

Нет такого закона, чтобы человека выгоняли на улицу. Всеобуч! Обязательное восьмилетнее образование! - не моргнув глазом, отвечал он учителям.

В колонию берут преступников. А я не преступник. Я разболтанный, - объяснял он в милиции.

И действительно, ни в какую колонию его не отправляли и в школе продолжали держать. Он удивительно точно нащупывал слабые места взрослых и пользовался этим с большой выгодой для себя.

В какой-то книге он прочёл, что лучшая оборона - наступление. Эти слова пришлись ему по вкусу, стали его девизом. И будь у него герб, он написал бы на нём свой девиз золотыми буквами.

Когда дворник застал его за вывинчиванием пробок на лестнице и огрел пониже спины метлой, он не бросился бежать, а ринулся в наступление.

У нас нет телесных наказаний! - крикнул он дворнику. - У нас за это - в тюрьму!

Дворник нерешительно опустил метлу, выкатил глаза, сплюнул и пошёл прочь от греха подальше. А он стоял на месте и провожал дворника насмешливым взглядом.

Таким был этот Мишка из девятой квартиры.

Обычно он расхаживал по двору, засунув руки в карманы. Руки были сжаты в кулаки, и брюки топорщились, как будто в карманах у него лежало по камню или по яблоку. На этот раз он появился во дворе с палкой. Большая гладкая палка была раскрашена поочерёдно в белые и чёрные цвета. Она была похожа и на милицейский жезл, и на шлагбаум, и на шкуру зебры. И это приводило Мишку в восторг. Сперва он прошёлся палкой по деревянному штакетнику сквера - и по всему двору рассыпался сухой треск. Потом поддал, как хоккейную шайбу, банку из-под килек - и она с жалобным звоном покатилась в подворотню. Потом он огрел зазевавшегося малыша, и тот разразился рёвом. А Мишка шёл дальше, размахивая палкой, как булавой.

На пути ему попалась старуха с внучкой. Не надо было останавливаться и вступать с ней в разговор. Тогда было бы всё в порядке. Но Мишку подвело любопытство.

У вас дома кто-нибудь ослеп? - спросила старуха, прикрывая собой внучку от свистящей в воздухе палки.

Никто и не думал слепнуть! - пробурчал Мишка и стукнул себя палкой по ботинку. Но он уже попался на этот вопрос, как на крючок, и спросил: - При чём здесь слепые?

С такими палками только слепые ходят.

Ну да, слепые! - выпалил Мишка и хотел уйти прочь, но цепкий крючок не пустил его. Напрасно он выпаливал слово за словом:

Мне нравится, я и хожу! Кто мне запретит?

В глубине души его подмывало выяснить, при чём здесь слепые. И старуха, хотя её никто об этом не просил, стала объяснять:

Если человек видит на оба глаза, он с такой палкой не пойдёт. Это слепой нащупывает палкой дорогу. Она для него как глаза. А чёрные и белые полосы для того, чтобы шофёры и вагоновожатые знали, что улицу переходит слепой.

Внучка закапризничала и стала тянуть бабушку. Она тянула её, как маленький буксир тянет большую баржу. И бабушка поплыла за внучкой.


Старуха ушла, но её слова не оставляли Мишку в покое. Как крючья, они вцепились в его мысли и тащили на шумный городской перекрёсток, где полчаса тому назад в шагающем потоке людей он увидел неподвижную фигуру человека. Человек стоял на углу, на пути потока, и смотрел в небо. Его острый подбородок был поднят, а козырёк выгоревшей кепки целился в облака. Тонкая дужка очков зацепилась за желтоватое ухо. Человек что-то разглядывал в небе. Он мог бы отойти в сторонку, чтобы не мешать людям переходить улицу, но, видимо, боялся упустить что- то в небе.

Мишка тут же заинтересовался небом. Он задрал голову и стал шарить глазами по облакам. Но, не обнаружив ничего интересного, опустил голову и увидел в руке человека необычную полосатую палку.

Мишка сразу забыл о небе. Палка манила его, звала, притягивала, дразнила своими резкими цветами. Он нетерпеливо повёл плечами, а рука его сама по себе стала тянуться к чёрным и белым полосам. Вот она коснулась палки. Вцепилась в неё… Зазевавшийся прохожий не успел сообразить, что произошло, а Мишка уже мчался по улице, прижимая к себе полосатую палку.

Незнакомец не закричал, не кинулся вдогонку. Напротив, когда Мишка на бегу оглянулся, он увидел, что тот по-прежнему смотрит в небо, словно не заметил пропажи…

Человек был слепым! Об этом Мишка догадался только после слов старухи, а тогда он сам себе говорил: «Ничего страшного. Купит себе другую палку. Не будет в другой раз глазеть в небо и мешать людям переходить улицу!»

Палка, похожая и на милицейский жезл, и на шлагбаум, и на шкуру зебры, сейчас стала для Мишки обузой. Своими жирными чёрными полосами она перечеркнула всё хорошее настроение. Мишка решил немедленно избавиться от палки. Пусть она не напоминает о случае на перекрёстке. Надо забросить её на соседний двор или спрятать под лестницей. Его изобретательный ум стал прикидывать, как избавиться от палки.

А если слепой всё ещё стоит на краю тротуара, подняв незрячие глаза к небу, и не может сделать шагу без своей полосатой палки?

Нет, он не забросил палку и не спрятал её под лестницу. Он досадливо скривил нос и поплёлся к воротам. Ему не хотелось возвращаться к перекрёстку. И он ни за что бы не пошёл, если бы его посылали. Но его никто не посылал, он сам себе велел вернуться на перекрёсток и отдать палку хозяину. Палка мешала ему. Она как бы сообщала всем встречным, что вырвана из рук слепого. Мишка попробовал засунуть её в рукав. Но рукав был мал и узок для палки.

Чем ближе он подходил к перекрёстку, тем противней становилось на душе. Если бы палку вырвал не он, а другой, можно было бы крепко всыпать тому. А самому себе не всыплешь. Несколько раз он порывался повернуть обратно. Он уговаривал себя не ходить, требовал, угрожал. Окончательно рассорился сам с собой. Но перед ним возникал человек, который в ожидании стоит на углу и незрячими глазами смотрит в небо и не может сдвинуться с места.


Ю. Яковлев Полосатая палка

Ему всё сходило с рук. Разбитые стёкла, вывинченные лампочки, сорванные уроки, драки. К его матери вечно приходили учителя и милиционеры, родители обиженных ребят и возмущённые общественники. Мать молча выслушивала их и виновато опускала глаза. Можно было подумать, что она была участницей его проделок. А он стоял в стороне, словно его это не касалось.

Что вы думаете с ним делать? - спрашивали у матери.

Она пожимала плечами. Потом дрогнувшим голосом говорила, что он отбился от рук, что не в силах с ним совладать. И начинала тихо плакать. Он привык к этим сценам, заранее зная, чем они кончатся, и переносил их как горькое, но необходимое лекарство. Когда к нему очень приставали, он давал обещание исправиться. Лишь бы отвязались.

В школе ему грозили исключением, в милиции - колонией. Но угрозы не пугали его - он хорошо знал им цену.

Нет такого закона, чтобы человека выгоняли на улицу. Всеобуч! Обязательное восьмилетнее образование! - не моргнув глазом, отвечал он учителям.

В колонию берут преступников. А я не преступник. Я разболтанный, - объяснял он в милиции.

И действительно, ни в какую колонию его не отправляли и в школе продолжали держать. Он удивительно точно нащупывал слабые места взрослых и пользовался этим с большой выгодой для себя.

В какой-то книге он прочёл, что лучшая оборона - наступление. Эти слова пришлись ему по вкусу, стали его девизом. И будь у него герб, он написал бы на нём свой девиз золотыми буквами.

Когда дворник застал его за вывинчиванием пробок на лестнице и огрел пониже спины метлой, он не бросился бежать, а ринулся в наступление.

У нас нет телесных наказаний! - крикнул он дворнику. - У нас за это - в тюрьму!

Дворник нерешительно опустил метлу, выкатил глаза, сплюнул и пошёл прочь от греха подальше. А он стоял на месте и провожал дворника насмешливым взглядом.

Таким был этот Мишка из девятой квартиры.

Обычно он расхаживал по двору, засунув руки в карманы. Руки были сжаты в кулаки, и брюки топорщились, как будто в карманах у него лежало по камню или по яблоку. На этот раз он появился во дворе с палкой. Большая гладкая палка была раскрашена поочерёдно в белые и чёрные цвета. Она была похожа и на милицейский жезл, и на шлагбаум, и на шкуру зебры. И это приводило Мишку в восторг. Сперва он прошёлся палкой по деревянному штакетнику сквера - и по всему двору рассыпался сухой треск. Потом поддал, как хоккейную шайбу, банку из-под килек - и она с жалобным звоном покатилась в подворотню. Потом он огрел зазевавшегося малыша, и тот разразился рёвом. А Мишка шёл дальше, размахивая палкой, как булавой.

На пути ему попалась старуха с внучкой. Не надо было останавливаться и вступать с ней в разговор. Тогда было бы всё в порядке. Но Мишку подвело любопытство.

У вас дома кто-нибудь ослеп? - спросила старуха, прикрывая собой внучку от свистящей в воздухе палки.

Никто и не думал слепнуть! - пробурчал Мишка и стукнул себя палкой по ботинку. Но он уже попался на этот вопрос, как на крючок, и спросил: - При чём здесь слепые?

С такими палками только слепые ходят.

Ну да, слепые! - выпалил Мишка и хотел уйти прочь, но цепкий крючок не пустил его. Напрасно он выпаливал слово за словом:

Мне нравится, я и хожу! Кто мне запретит?

В глубине души его подмывало выяснить, при чём здесь слепые. И старуха, хотя её никто об этом не просил, стала объяснять:

Если человек видит на оба глаза, он с такой палкой не пойдёт. Это слепой нащупывает палкой дорогу. Она для него как глаза. А чёрные и белые полосы для того, чтобы шофёры и вагоновожатые знали, что улицу переходит слепой.

Внучка закапризничала и стала тянуть бабушку. Она тянула её, как маленький буксир тянет большую баржу. И бабушка поплыла за внучкой.

Старуха ушла, но её слова не оставляли Мишку в покое. Как крючья, они вцепились в его мысли и тащили на шумный городской перекрёсток, где полчаса тому назад в шагающем потоке людей он увидел неподвижную фигуру человека. Человек стоял на углу, на пути потока, и смотрел в небо. Его острый подбородок был поднят, а козырёк выгоревшей кепки целился в облака. Тонкая дужка очков зацепилась за желтоватое ухо. Человек что-то разглядывал в небе. Он мог бы отойти в сторонку, чтобы не мешать людям переходить улицу, но, видимо, боялся упустить что- то в небе.

Мишка тут же заинтересовался небом. Он задрал голову и стал шарить глазами по облакам. Но, не обнаружив ничего интересного, опустил голову и увидел в руке человека необычную полосатую палку.

Мишка сразу забыл о небе. Палка манила его, звала, притягивала, дразнила своими резкими цветами. Он нетерпеливо повёл плечами, а рука его сама по себе стала тянуться к чёрным и белым полосам. Вот она коснулась палки. Вцепилась в неё… Зазевавшийся прохожий не успел сообразить, что произошло, а Мишка уже мчался по улице, прижимая к себе полосатую палку.

Тема: Юрий Яковлев «Полосатая палка».

Цель: на примере читаемого материала проследить образ героя;

Обучение анализу художественного произведения через характеристику персонажа и его поступка;

Воспитывать ответственность за свои поступки, такие общечеловеческие качества, как доброта, милосердие, сострадание, совесть.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

Умение давать характеристику героям, правильно оценивать их поведение;

Умение рассуждать и делать выводы.

Личностные УУД:

Умение оценивать свое и чужое высказывание по поводу произведения;

Умение оценивать позитивное отношение к чтению.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

1.Умение планировать и регулировать свою деятельность;

2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

4.Умение оценивать характер героя, его поступки и их мотивы, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Коммуникативные:

1.Умение получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства;

2.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами;

3.Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию;

4.Умение взаимодействовать в парах, в группах, слушать мнение других, высказывать свое мнение;

5.Умение донести свою позицию до других;
6.Умение выразительно читать и пересказывать текст. Продолжать воспитывать в ребятах такие общечеловеческие качества, как доброта, милосердие, сострадание, совесть.

Познавательные:

2.Умение давать определения понятиям;

3.Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
4.Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
5.Умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Тип урока:

Урок введения нового знания и формирования УУД.

Формы, приёмы и методы

Словесный, наглядный, практический, частично – поисковый, логические

Ход урока:

    Оргмомент.

Ребята, вы знаете, как бывает переменчива погода, так же как и настроение у людей: то прохладно, хмуро, то тепло и радостно. Представьте, что нам холодно, солнце скрыто облаками, не греет. Сожмитесь в комочек, прижмите к себе руки, тело напряжено.

(Дети напрягаются.)

Но выглянуло солнышко, пригрело, сразу стало тепло и радостно. Мы согрелись, тело расслабилось. Нам тепло, хорошо и уютно. Улыбнитесь друг другу.

А теперь начинаем наш урок чтения.

Как вы считаете, что самое главное в человеке?

Учитель: Однажды предрассветною порой ТРИ мудреца склонились надо мной, И я спросила их, поднявши веки: - Что главное, скажите в человеке? -Конечно, разум - первый мне ответил.

С ним каждый путь и правилен и светел. - Благодарю, что просветил меня. Я поклонилась, голову склоня.

Второй ответил: - Воля на пути, Который нужно с гордостью пройти, Чтобы достойно подойти к концу. Я поклонилась в пояс мудрецу.

Да нет, не то, заволновался третий

Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…

- Что же считал главным в человеке третий мудрец?

(Дети высказывают свои варианты)

Давайте вернёмся к этому вопросу в конце урока.

Ребята, сегодня на уроке чтения мы с вами будем читать заключительную часть рассказа Ю. Яковлева «Полосатая палка». Вы ведь любите секреты? Будьте внимательны на уроке, активны, тогда этот волшебный цветок раскроется, и вы сможете узнать секрет, который он содержит.

2.Пересказ рассказа «Полосатая палка»

При выполнении этого задания используем сжатый пересказ.

3.Работа над композицией рассказа.

Учитель: Ребята, давайте проследим по плану: соответствует ли изложение автором событий хронологической (временной) последовательности.

Учащиеся: Нет, не соответствует: во второй части рассказывается о том, как палка у него появилась.

Вторая и третья части как бы поменялись местами.

Учитель : Иногда в прозаическом тексте автор сознательно нарушает ход событий. Последовательность изложения автором описываемых событий называется композицией произведения.

Композиция -это построение произведения. Отчего автор избрал такую необычную последовательность изложения событий в рассказе, мы должны с вами разобраться, ведь автор ничего не делает просто так.

Давайте попробуем восстановить текст в хронологической последовательности. Какой должен быть вариант?

Учащиеся: Сначала мы должны рассказать о том, как Мишка отнимает палку у слепого, а потом – как он появляется с ней во дворе.

И разговаривает с бабушкой.(Пересказ текста в данной последовательности)

Учитель: А теперь давайте сравним: чем отличается ваш вариант от книжного? Подумайте: если бы автор не пошёл на нарушение последовательности событий, от кого мы узнали подробности похищения палки у слепого?

Учащиеся: От самого автора.

Он сам нам об этом рассказал.

Учитель: А в книжном варианте? Перечитайте эту часть и проследите, откуда читатель узнаёт о похищении?

Учащиеся: Из воспоминаний самого героя, спустя полчаса.

Картина ожила в Мишкиных мыслях после слов старухи. Вот здесь есть такие слова: «Как крючья, они вцепились в его мысли и тащили на шумный городской перекрёсток, где полчаса моту назад…он увидел неподвижную фигуру человека»

Учитель: Таким образом, необычность построения рассказа уже с самого начала заставляет читателя задуматься, почему именно так писатель выстроил своё произведение и заставил своего героя совершать непонятные поступки. И очень важно, чтобы юный читатель понял, что не только характер героя раскрывается в его поступках, но и сюжет произведения движется поступками героя.

4.Работа над характеристикой главного героя.

Чтение 1 части рассказа.

Какое впечатление производит на вас Мишка?

(Учащиеся перечитывают 1 часть рассказа вслух до слов «Таким был этот Мишка из девятой квартиры»).

Учитель: Каким же он был? Охарактеризуйте своими словами, а выводы подкрепите примерами из текста.

Учащиеся: Мишка был драчуном и хулиганом: «Разбитые стёкла, вывинченные лампочки, сорванные уроки, драки».

-« К его матери вечно приходили учителя и милиционеры, родители обиженных ребят и возмущённые общественники».

Мишка отбился от рук, то есть он пренебрегал нормами общественной морали; не соблюдает правила поведения.

Он был лживым – не держал слово, обещание исправиться.

-…наглым и бессовестным в общении со взрослыми, дерзил им, пререкался.

-…циничным – он потерял стыд, не стыдился своих поступков.

-…эгоистичным – для него на первом месте был только он.

-…нахальным.

И разболтанным.

(Ответы обучающихся фиксируются на доске и в тетрадях, так как к этим записям необходимо вернуться позже)

Учитель: Как вы думаете, случайным ли был поступок, который совершил Мишка?

Учащиеся : Нет, не случайным: Мишка чувствовал свою безнаказанность, поэтому ему ничего не стоило обидеть человека.

Он не щадил никого; обижал даже малышей.

Именно такой человек как Мишка мог совершить непростительный поступок – отнять палку у слепого.

(По первой части ребята дадут суровую оценку поступку своего героя)

Учитель: -Как вы думаете, взял бы он палку, зная, что хозяин слепой?

5.Наблюдение над эволюцией характера героя .

Пересказ третьей части рассказа «Мишкина догадка».

Беседа-опрос:

Как вы думаете, Ребята, пошел бы Мишка к перекрестку, если бы его заставили вернуть палку?

Почему?

(Нет, т.к. Мишка делал все назло, нарушал правила поведения, морали)

Каким был Миша до того, как в его руки попала полосатая палка?

(Наглый, грубый, безответственный, хулиган, бессовестный, расчетливый, задира, забияка).

Какие чувства он вызывал у других людей? Выберите из представленных слов.

Слайд.

* возмущение * восхищение

* равнодушие * неловкость

* уважение * радость

* обиду * доброжелательность

* чувство бессилия * недовольство.

Молодцы, назвали верно. А вы хотели бы, чтобы по отношению к вам испытывали окружающие такие же чувства? А что бы вы выбрали?

Относиться к людям нужно так, как бы вы хотели, чтобы другие относились к вам, то есть с уважением и доброжелательно.

Ребята, почему Мишка сначала хотел избавиться от палки? (Она напоминала о содеянном, портила настроение, стала обузой).

Почему потом Мишка решил идти с ней на перекресток? (Т.к. мальчика стала мучить совесть)

4. Работа над главной мыслью рассказа.

А сейчас переходим к чтению заключительной части, в это время вы подумайте , изменился ли Миша в конце произведения, каким он стал. Поэтому слушайте внимательно.

1) Первичное чтение подготовленными учениками.

Итак, изменился ли Мишка?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

2) Вторичное чтение (выборочное). Работа в парах.

Каждая пара выбирает себе вопрос, на который будет искать ответ в тексте при самостоятельном прочтении заключительной части, затем зачитаем, что у нас получится.

* Что побудило Мишку на поиски слепого?

*Что взволновало Мишку на перекрестке?

* Выберите из текста предложение, которое можно взять в качестве заголовка к 4 части.

3)Проверка работы в парах

Что же это за безжалостный буравчик, который сверлил сознание мальчика, заставляя думать о человеке? (Угрызения совести)

Как вы понимаете выражение «угрызения совести», «мучает совесть»?

Что же такое «совесть»?

5. Работа над понятием «совесть».

Что такое совесть ?

Как вы понимаете значение этого слова?

Давайте разберёмся в этом понятии. Смысл его угадывается, если всмотреться в само это слово.

Заглянем в историю слова « совесть ». Это слово состоит из двух частей: приставки со - что значит – «вместе», «соединение», корня - весть , что значит, «знать», «ведать»- знать общечеловеческие нравственные законы.

Нравственное сознание или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка;, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла.

(Толковый словарь В.И. Даля)

- А теперь обратимся к предпоследнему абзацу, начинающемуся со слов: « Нет, полосатые палки выдают не слепым …» Зачитаем его.

Как вы поняли, кому принадлежат эти мысли: автору или герою?

СОВЕСТЬ- это сознание нравственной ответственности за свое поведение. Внутренняя убежденность, что является добром и злом.

Какое предложение вы выбрали для заголовка к 4 части7 рассказа.

(ЕЩЕ ЕСТЬ НАДЕЖДА).

Что означают эти слова, на что надежда?

Правильно, молодцы, ребята. Надежда на то, что человек жив, что Мишка исправится, будет жить в согласии со своей совестью, научится быть милосердным, добрым к людям.

Какова главная мысль произведения? Выберите из данных пословиц ту, которая больше всего подойдет: Слайд.

* Совесть без зубов, а загрызет.

* Стыд не дым, а глаза ест.

Ребята, а вам было когда-нибудь стыдно за свои поступки? Вернёмся на поляну к мудрецам. Что же ответил третий мудрец?

Невелика моя об этом повесть,

Но главное у человека- совесть.

- Что же нужно делать для того, чтобы совесть была спокойна?

(Жить так, чтобы не было стыдно за свои поступки.)

О чем заставили нас задуматься эти рассказы?

Эти рассказы заставили заглянуть нас в собственное сердце, в свои мысли, подумать о том, какие мы, какие поступки совершаем, как они влияют на нас ?

6. Беседа о доброте и милосердии.

Чтение стихотворения Яны Кузовлевой «Совесть»

Словно ненаписанная повесть.

Всех поступков, помыслов сердец,

Нас порою обличает совесть.

Это кара или дар Небес?

Для кого-то этот голос громок:
Слышит он души упрек немой,
Совершив проступок или промах -
Сразу же теряет свой покой.

А другой - уже тот глас не слышит
(Он любое зло себе прощал):
Что бы ни случилось – ровно дышит
Человек, что совесть потерял.

Знаем, что она - бывает чистой;

А еще способна укорять;

И в делах раскаяться и в мыслях

(даже тайных) может заставлять.

Как маяк дана нам Духом Божьим

Совесть, чтоб могли свой видеть путь:

Можно - жить по совести, а можно –

Навсегда дать совести уснуть.

Так, что же такое доброта, милосердие, о которых мы сегодня говорим?

Какие качества необходимы людям, чтобы жить со своей совестью, чтобы быть счастливыми самим и дарить радость другим? Чтобы ответить на этот вопрос, подберем синонимы к словам ДОБРОТА и МИЛОСЕРДИЕ.

Правильно, молодцы, ребята, вот мы и открыли секрет нашего волшебного цветка.

(Цветок открывается)

*сострадание

*сочувствие

*забота

*приветливость

*отзывчивость

*любовь

*бескорыстие.

Нужно ли проявлять милосердие к людям с ограниченными возможностями здоровья?

Чтобы они не чувствовали себя ущемленными, существуют общества, которым помогает государство и просто окружающие.

Создали специальные книги для слепых. Печатаются на специальной бумаге шести точечным рельефным шрифтом – брайлевские рельефно-точечные издания. Для каждой буквы - своя комбинация. Полный алфавит Луи Брайля состоит из 63 комбинаций букв и знаков. Люди могут читать самостоятельно при помощи кончиков пальцев.

Как вы думаете, почему? (т.к. у человека есть тактильная память, а у слепых она особенно развита).

Существуют целые библиотеки для слепых людей.

В городе Городец вот уже несколько десятилетий работает необычное предприятие ООО «Автокомплект», на котором трудятся более70 лет слепые и слабовидящие люди, их там более половины. Слепые рабочие производят провода для двигателей, и др. изделия(снеговые лопаты, щетки, мышеловки). Движения рук слепых отточены до мелочей. В работе такие люди нуждаются больше из-за потребности в общении.

Почему слепые люди работают хорошо руками?

К сожалению, здоровые люди не всегда с пониманием относятся к людям с ограниченными возможностями здоровья, могут пройти мимо и не предложить помощь, если она требуется.

7 .Рефлексия учебной деятельности.

Метод незаконченного предложения:

    Сегодня я узнал…

    Мне было интересно…

    Теперь я могу…

    Мне захотелось…

    Я почувствовал, что…

Будем милосердными и тогда нам любые трудности будут ни по чём.

8 . Домашнее задание.



























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Урок-рассуждение с сопровождением презентации.

Цели:

  • организовать деятельность учащихся по формированию целостного представления об основной идее произведения, толкование понятий “совесть”, “доброта”, “милосердие”;
  • создать условия для формирования выразительного чтения, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
  • содействовать воспитанию нравственных качеств.

Оборудование : учебник, презентация “Ю.Яковлев “Полосатая палка”, карточки для парной работы и рефлексии.

Ход урока

1. Мобилизующее начало урока.

2. Мотивация учебной деятельности (2 слайд)

Есть на свете дома, в которые приходят без приглашения. Приходят, как говорится, на огонёк, – когда грустно и одиноко. Творчество писателя такой дом. Сегодня мы с вами заглянем в гости к детскому писателю Юрию Яковлеву.

О чём его книги? Давайте обратимся к словам самого писателя: “Мои книги – моя душа. Всё, что я пережил, – всё это оставило след в моём творчестве. Я незримо присутствую в каждом рассказе, в мыслях и чувствах своих героев. Они сокровенные, но я открыл их вам. Может быть, они помогут вам в жизни”.

Главными героями рассказов являются дети, и сам Ю.Яковлев так сказал об этом: “В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека”.

Сегодня мы с вами обратимся к рассказу с простым названием “Полосатая палка”.

О чём подумали, когда прочитали заголовок?

3. Постановка цели урока

Сегодня на уроке:

Мы с вами попытаемся увидеть, как же удаётся писателю в ребёнке разглядеть завтрашнего взрослого человека,

Попытаемся понять мысли человека, услышать их нравственное звучание,

Постараемся понять, что в человеке главное – личность, а не внешний вид. Он, к сожалению, часто бывает обманчив.

Сколько частей мы выделили в рассказе? (6)

4. Основной этап:

Как зовут главного героя произведения? (Мишка)

Портрет героя покажем через два образа Мишки: до появления палки и палка в руках Мишки. (4 слайд)

Вспомните своё первое впечатление от знакомства с ним. (5 слайд)

(наглый, грубый, забияка, задира, хулиган)

Прочитайте строчки, характеризующие его.

(всё сходило с рук,
бил стёкла, вывинчивал лампочки, срывал уроки, дрался, обижал ребят,
привык к сценам мамы,
давал обещание исправиться (лишь бы отвязались),
угрозы не пугали его,
нащупывал слабые места взрослых,
пользовался этим с большой выгодой для себя,
лучшая оборона – нападение (девиз жизни)

(Нет. Таким он был в жизни).

Таким же видим его и мы.

Родной человек – мама, но и её он не слушал. (6 слайд)

Прочитайте строчки о маме.

(молча выслушивала жалобы,
виновата опускала глаза,
пожимала плечами,
дрогнувшим голосом говорила,
начинала тихо плакать)

К сожалению, мама не знала, что с Мишкой делать, только сильно переживала за сына.

В рассказе описан эпизод встречи с дворником. (7 слайд)

Прочитаем отрывок по ролям.

Таким был Мишка до того, как в его руки попала полосатая палка. (8 слайд)

Таким он был всегда.

(расхаживал по двору,
засунуты руки в карманы,
руки сжаты в кулаки,
брюки топорщились, как будто в карманах яблоки или камни)

И вот однажды Мишка появился во дворе с палкой. (9 слайд)

Как выглядел этот предмет? Прочитайте.

Палка в руках Мишки. Какое применение он нашёл ей? Прочитайте.

В рассказе появляется следующий главный герой – старушка. (10 слайд)

Давайте проследим, какое влияние оказала на мальчика встреча с ней.

Прочитайте диалог по ролям.

Как ведёт себя Мишка? (11 слайд)

(Как обычно, грубо, но его одолевает любопытство).

Как слова старушки подействовали на Мишку? Прочитайте.

(не оставляли в покое,
как крючья вцепились в его мысли и тащили на перекрёсток)

Итак, старушка – главный герой рассказа, т.к. после встречи с ней в сознании Мишки произошёл переломный момент.

Прочитайте эпизод, как палка попала в руки Мишки. (12 слайд)

Что побудило мальчика совершить этот поступок?

(Желание Мишки овладеть этой палкой.)

Прочитайте строчки, которые говорят нам о неспособности управлять своим поведением.

(манила, звала, притягивала, дразнила своими резкими цветами,
нетерпеливо повёл плечами,
рука сама по себе стала тянуться,
рука коснулась палки,
рука вцепилась в палку)

И вот Мишка получил желаемое. (13 слайд)

Мишка – обладатель полосатой палки! Конечно, он испытывал радость. Прочитайте строчки счастья и радости.

(мчался по улице,
прижимал к себе полосатую палку)

Мишка испытал спокойствие и уверенность. Прочитайте эти строчки.

Но самого главного не понял Мишка! Ведь человек был слепым!

В рассказе появляется следующий главный герой – слепой человек. (14 слайд)

В этой истории он не произносит ни одного слова, но постоянно присутствует в мыслях Мишки.

Второй портрет Мишки: палка в руках главного героя.

Чем была палка в руках Мишки до встречи со старушкой?

(предметом игры, забавы)

Чем стала палка после встречи со старушкой? Прочитайте нужные строки.

(стала обузой,
перечеркнула всё хорошее настроение,
решил немедленно избавиться от палки,
не хотел вспоминать о случае на перекрёстке,
появились мысли об избавлении палки)

Мысли и представления – это сильные чувства, которые одолевали Мишку и не давали ему спокойно жить.

Мысли о человеке на перекрёстке перечеркнули в сознании Мишки все желания избавиться от палки. Прочитайте.

Какими были его действия? (Решил вернуться на перекрёсток).

Возвращение на перекрёсток – кульминационный момент истории – важный для главного героя.

Мысли и чувства Мишки:

(противно на душе,
всыпал бы другому, себе не может,
порывался повернуть обратно,
уговаривал себя не ходить, требовал, угрожал, рассорился сам с собой)

Сильное чувство, которое не давало покоя – это мысли о слепом человеке.

Мишка не расставался с палкой. Он не встретил человека на перекрёстке. Чем стала теперь палка в руках героя? Прочитайте строчки.

(не размахивал, волочил за собой)

Что думал о встречных людях на перекрёстке? Прочитайте.

Значит себя он считал несчастным.

Что больше всего напугало Мишку после услышанного на перекрёстке?

Какое он принял решение? Почему? (15 слайд)

(Палка – глаза слепого, его проводник, его неизменный друг).

Итак, Мишка начал поиски героя. (16 слайд)

Он хорошо запомнил образ незрячего человека, ведь Мишка долго за ним наблюдал на перекрёстке, прежде чем подойти.

Мишка всматривался в лица прохожих. Но поиски были безуспешными.

И вот наш герой встречается с другим незрячим человеком. Что он почувствовал?

Выделите основное.

(покраснел,
спрятал палку за спину,
прижимаясь к стене, проскользнул мимо,
решил его охранять, проводил до дому)

Открытие самого себя – самое прекрасное, что может испытать человек. (17 слайд)

Но что значит открыть себя? В этих поисках каждый человек может раскрыть свои возможности. Определить свой жизненный путь, научиться управлять своей жизнью.

Каково теперь отношение Мишки к предмету в руках?

(остался один с тяжёлой палкой,
желание перебросить через крыши домов в другой город, в другую страну,
но не может, палка словно приросла к руке)

Мысли героя о себе.

(палки выдают преступникам,
безжалостный буравчик сверлил сознание, заставлял думать о человеке,
нет радости в жизни,
какая радость, если из-за тебя погиб человек?)

Как вы думаете, пошел бы Мишка к перекрестку, если бы его заставили вернуть палку?

(Нет, т.к. Мишка делал все назло, нарушал правила поведения)

5. Творческий этап (с предварительной подготовкой в паре)

Прочитайте часть “Возвращение на перекрёсток” от лица Мишки. (18 слайд)

6. Актуализация знаний:

1) Главная мысль произведения.

Почему Мишка решил идти с ней на перекресток? (19 слайд)

(Его стала мучить совесть)

(о совести человека)

(Мишка должен спешить найти слепого, отдать ему палку и попросить прощения.)

Сделать это непросто. Но герой идёт к этой цели. А значит надо спешить стать хорошим человеком, внимательным к другим людям, пока ты слышишь голос своей совести.

Каким стал Мишка в конце рассказа? (понял свою ошибку, пытается её исправить)

Какова главная мысль произведения? (20 слайд)

2) Выбор пословицы к идее произведения.

Выберите из данных пословиц ту, которая раскрывает идею произведения.

  • Совесть без зубов, а загрызёт.
  • Стыд не дым, а глаза ест.

(Надо вовремя задумываться о своих поступках.
Хорошо, если просыпается совесть.
Никогда не поздно отказаться от плохих дел).

Как вы понимаете выражение “угрызения совести”, “мучает совесть”?

Что же такое “совесть”? (21 слайд)

Из словаря Ожегова:

Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми.

3) “Продолжи высказывания” (работа в паре).

Давай подумаем и поработаем в паре. (22 слайд)

Никогда не поздно...

Надо вовремя...

7. Итог урока.

Человек должен учиться жить со своей совестью в согласии, чтобы быть счастливым и дарить радость другим. (23 слайд)

В нашей стране много людей с ограниченными возможностями. (24 слайд)

Чтобы они не чувствовали себя ущемленными, существуют общества, которым помогает государство и просто окружающие.

Созданы специальные книги для слепых. Печатаются они на специальной бумаге шести точечным рельефным шрифтом. Для каждой буквы - своя комбинация. Люди могут читать самостоятельно при помощи кончиков пальцев.

У слепых тактильная память особенно развита. Существуют целые библиотеки для слепых людей. В городах работают необычные предприятия, на которых трудятся слепые и слабовидящие люди. Слепые рабочие производят провода для двигателей, снеговые лопаты, щётки, мышеловки. Движения рук слепых отточены до мелочей. В работе такие люди нуждаются больше из-за потребности в общении.

К сожалению, здоровые люди не всегда с пониманием относятся к людям с ограниченными возможностями здоровья, могут пройти мимо и не предложить помощь, если она требуется.

Так что же такое доброта, милосердие, о которых мы сегодня говорим? (25 слайд)

Из словаря Ожегова:

Доброта – отзывчивость, стремление делать добро другим.

Милосердие - готовность помочь или простить из сострадания.

8. Рефлексия. (26 слайд)

Вернёмся к словам Ю.Яковлева: “В детях стараюсь разглядеть завтрашнего человека”.

Я хочу вас попросить написать ответ на вопрос: (Приложение 2)

“ А какого завтрашнего человека я вижу в себе?”

Мне бы хотелось, чтобы в вашей жизни не было места поступкам, после которых у вас было тяжело на душе.

Что счастье?
Счастье нам прямое
Жить с нашей
Совестью в покое.

Ещё есть надежда.

9. Домашнее задание (творческое). (27 слайд)